Новая жизнь «призрака»
В Беларуси достали из болота легендарный тяжелый танк КВ-1. Сейчас его восстанавливают умельцы-механики историко-культурного комплекса «Линия Сталина»
Последний бой
В глухие топкие места у деревеньки Тесище в Витебской области поисковиков, нашедших танк, привели рассказы старожилов и сохранившиеся в архивах боевые сводки времен Великой Отечественной.
В июле 1941 года, прорываясь из окружения, тяжелая машина увязла в лесном болоте. Повезло фрицам - если бы не коварная топь, «кавэшка» дала бы им прикурить. В начале войны именно этих тяжелых машин немцы боялись больше всего. Броню КВ-1 толщиной 70 мм не брала ни одна противотанковая пушка. За неуязвимость фрицы называли его «призраком». А его 76-миллиметровое орудие прошивало с километра любой фашистский «панцер».
В июне 1941 года под городом Расейняй в Литве один-единственный КВ, встав на пригорке у реки, на целые сутки задержал продвижение немецкой моторизованной дивизии. В бою под Ленинградом экипаж Зиновия Колобанова уничтожил сразу 22 немецких танка. После боя, осматривая свою «кавэшку», танкисты насчитали на броне около сотни вмятин от вражеских снарядов.
Киров превратился в Ворошилова
К созданию легендарной машины приложил руку в прямом смысле слова сам товарищ Сталин. Конструкторы изначально хотели сделать ее трехбашенной. Даже название придумали: СМК - Сергей Миронович Киров. И взгромоздили макет многоглавого монстра на стол вождю. «Не будем делать из танка «Мюр и Мерилиз», - сказал Сталин, выпустив дымок из трубки. Он имел в виду старое здание ЦУМа с затейливыми надстройками. «Вот так, по-моему, будет лучше», - заключил он, сняв с макета две лишние, по его мнению, башни. После чего танк и название сменил: из Сергея Мироновича Кирова превратился в Климента Ворошилова, сокращенно - КВ.
В серию машина пошла в апреле 1940 года на Кировском заводе в Ленинграде. Выпуск не прекращался даже в блокаду.
Прямым потомком «кавэшки» стал не менее легендарный ИС-2, вступать с ним в открытый бой боялись даже «тигры» и «пантеры».
Сталь гнули как жестянку
- Сохранившихся КВ-1 такой модификации, что был найден под Витебском, нет больше нигде в мире. Все машины, оставшиеся после войны, пошли в переплавку, - рассказывает Александр Метла, исполнительный директор фонда «Память Афгана». - Воссоздать легендарную боевую машину наши реставраторы намерены к августу, как раз к 75-летию подвига экипажа Зиновия Колобанова. Восстановленный танк обязательно сделаем действующим, и он будет участвовать в реконструкциях сражений Великой Отечественной войны.
Интересно, что КВ-1 нашли недалеко от того места, где в 1998 году вытащили из трясины легкий танк БТ-7. Правда, та машина отлично сохранилась. Даже бензин в баке был. Только аккумуляторы требовали замены.
- С КВ задача сложнее. Удалось вырвать из болота только башню и часть корпуса, - рассказывает Александр Метла. - Бой, видно, был жаркий. Только на башне мы насчитали 12 отметин от снарядов. Но танк не был подбит. Скорее всего, экипаж его просто взорвал.
Трудно поверить, но всей работой по восстановлению раритетов на «Линии Сталина» занимаются всего четверо реконструкторов - Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и его сыновья Алексей и Максим.
Сегодня реставраторы доводят до оригинального вида башню. Все швы сварены, и мастера работают шлифмашинками:
- Монтировать танк будем на основе корпуса самоходки от СУ-152, - говорит Владимир Якушев. - Он аналогичен тому, что был у КВ. Хотя придется повозиться, нюансов там хватает.
Самое удивительно, что каких-либо специальных приспособлений - мощных кранов, прессов - у механиков нет. Инструменты самые обычные, а для подъема тяжелых частей используют домкраты и лебедки. В сложных случаях выручает смекалка. Чтобы сгибать броневые листы, нужны мощные прессы. Вот Владимир Якушев и придумал свой метод. Сделал приспособление для домкрата, и десятимиллиметровый лист стали гнется теперь, как консервная жестянка.
Своими руками
Левши возвращают историю
На счету белорусских умельцев уже целая рота возрожденной техники.
Для Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны они восстановили танк Т-34. В прошлом году буквально с нуля сработали чешский Т-38. До этого восстановили немецкое штурмовое орудие - Sturmgeschütz III (StuG III). Каждый такой экземпляр уникален и на ходу.
Первую боевую машину с нуля - советский танк МС-1 - белорусские реставраторы создали два года назад. Поступил заказ от компании-разработчика известной игры «Мир танков» - Wargaming. С этого «полуброневика» с пушкой начинались в 20-е годы танковые войска РККА.
Недавно на «Линии Сталина» побывали специалисты корпорации «Уралвагонзавод». Они подивились мастерству умельцев. Попросили показать конструкторское бюро, которое сопровождает реставрационные работы. И были поражены, узнав, что такового попросту нет.
Белорусские механики сами ищут сохранившиеся образцы подобной техники в различных музеях. Обмеряют, делают чертежи, находят подходящие узлы и агрегаты, разрабатывают порядок сборки. Восстанавливать раритеты сложно. Еще сложнее воссоздать машину фактически на пустом месте, не имея никаких «родных» деталей. Тем более, что мастера стремятся, чтобы созданный образец даже в мельчайших подробностях совпадал с оригиналом.
9 мая здесь устроят реконструкцию боев. Фото: БЕЛТА
Справка «СВ»
«Линия Сталина» - так называлась сеть оборонительных сооружений, созданных незадолго до Великой Отечественной войны, вдоль западной границы СССР. Один из укрепрайонов находился в районе Минска. Сегодня на этом месте размещается историко-культурный комплекс «Линия Сталина» - крупнейший в Беларуси. Здесь собрано около двух сотен образцов военной техники. Многие из них уникальны.
Тут можно увидеть:
- Противотанковые пушки, начиная со знаменитой «сорокопятки», которая била фашистскую бронированную нечисть под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге.
- Легендарное 76-миллиметровое орудие ЗИС-3. «Эта пушка спасла Россию», - сказал Сталин, вручая ее создателю Василию Грабину звезду Героя соцтруда.
- Самоходные советские гаубицы, включая легендарную ИСУ-152, чей 50-килограммовый снаряд сносил башню у немецких «тигров», а «пантеры» превращал просто в дымящийся хлам.
- Тяжелые советские танки ИС-3 и Т-10, приводившие в ужас генералов из НАТО в пятидесятые годы.
- Реактивные системы залпового огня, начиная со знаменитой «катюши».
На территории воссозданы реальные оборонительные сооружения времен войны и часть госграницы СССР. По сути, это и военно-исторический музей под открытом небом, и центр патриотического воспитания молодежи. Ежегодно комплекс посещают более трехсот тысяч человек.