Корреспонденты "СВ" побывали под крышей чернобыльского саркофага
На четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, в месте, которое тридцать лет назад стало эпицентром катастрофы, сейчас идут строительные работы по созданию нового защитного укрытия
Издали четвертый блок Чернобыльской АЭС выглядит сурово и безжизненно. Но если попасть за ворота атомной станции и пересечь несколько КПП, окажется, что под крышей саркофага и на самой его крыше полно людей. С сентября прошлого года здесь начали возводить мощные железобетонные стены с западной и восточной стороны объекта «Укрытие».
Вместе с аркой, которую сегодня достраивает французская фирма «Новарка», здесь создадут новый безопасный конфайнмент, который закроет взорвавшийся реактор на сто лет.
Уникальным это строительство называют не зря - в мире не было подобного опыта. Чтобы начать возводить стены, внутри саркофага пришлось снять громадные наплывы бетона, который в 1986-м лили, чтобы заглушить атомную реакцию.
- Для стен с западной и восточной стороны блока приняли 3,5 тысячи кубометров бетона, близится к концу строительство фундаментных плит. Да сами можете все увидеть! - рассказывает Анатолий Дмитришин. В «Укрэнергомонтаже» он руководит проектом по сооружению ограждающего контура.
Чтобы попасть к энергоблоку, приходится выполнить весь ритуал, который день за днем совершают рабочие. Перейти из чистой зоны в грязную, оставить в раздевалке всю одежду. В белых халатах и сланцах на босу ногу идем в гардеробную.
Костюм строителя на ЧАЭС - не простая роба. Сначала нужно облачиться в нижнее белье - подштанники и тонкую рубашку. Сверху - плотные хлопчатобумажные брюки и куртка (в грязную зону нужно идти исключительно в чистом - наша одежка пахнет прачечной!). На ноги натягиваются белые носочки. Тяжелые черные ботинки с вымазанными белой краской носами… берем в руки. Вот так, в одних носках, и шлепаем со второго этажа санпропускника на первый.
Даже воду надо пить правильно
В маленькой комнате строго под роспись выдают респираторы и белые трикотажные перчатки. Абсолютно новые, в упаковке. Даже жалко становится, что такую добротную вещицу придется выбросить спустя пару часов.
- Каждый день утилизируем больше полутысячи перчаток и респираторов, - рассказывает главный инженер по охране труда Константин Личкун. - Представляете, сколько добра ежедневно уходит в трубу?! Но это мелочи по сравнению со стоимостью арки и работ внутри блока, за которые платит Европа, а точнее, Европейский банк.
Вот и добрались до места, где можно влезть в ботинки - так называемый санитарный шлюз. Обувь следует поставить за скамейку, переступить через нее и только потом совать ноги. Вообще вся работа на площадке ЧАЭС состоит из правил. Переходя из более грязной зоны или на пересечениях «человеческих» маршрутов с транспортными нужно становиться в ванночки с водой.
И курить нельзя. Незадолго до нашего визита шестерых рабочих за это уволили. Есть тоже нельзя. Даже семечки щелкать, на которые рабочий люд почему-то ужасно тянет. Брать с собой разрешено только бутилированную воду или утолять жажду из специальных фонтанчиков. Но и пить надо правильно: сначала прополоскать рот водой, сплюнуть, а уж потом глотать.
А знаете, как после работы следует мыться в душе? Сначала облиться прохладной водичкой и только потом включать тепленькую. Это чтобы поры сразу не расширились.
Дозиметр заплачет, как дитя
Попали как раз на пересменку - возле КПП на территории станции толпятся рабочие. Пропускают вперед, пошучивают: «Ну, что вы, мы туда не торопимся! Только после вас!» Их можно понять: работа, в отличие от нашей, малотворческая, зато тяжелая. Опасная ли? Если соблюдать все строгости, говорят, что нет. На каждого выписывается определенная допустимая доза в зависимости от места, где будет находиться человек. Нам, например, выделили триста микрозивертов. И предупредили: если дозиметр будет пищать непрерывно - сразу ноги в руки и назад.
Внутренность блока - коридоры и лестницы. По одной из них поднимаемся на крышу. Это не собственно саркофаг, но часть «Укрытия» - вспомогательное сооружение реакторного отделения. Отсюда прекрасно видно, как идеально контуры блока совпадут с аркой, когда она начнет свое движение.
Самый «атомный» участок работы - машинный зал, где уже разобрана часть кровли под будущую стену. Чтобы войти сюда, нужно облачиться в одноразовый комбинезон, похожий на тонкий скафандр, и бахилы. Но все равно дозиметр тревожно попискивает. До реактора всего несколько метров. Именно в машинном зале «Укрбуд» вел самые трудные и пыльные работы - снимал бетонные наплывы. На некоторых участках можно было находиться не более получаса. Сейчас, когда под стену готовят арматуру, опасность уже меньше.
…Вот на выход пора. Выпутаться из костюма помогает улыбчивый парень. Представляется Сашей из Курахова (Донецкая область).
- Я тут всего неделю, пока доволен. Работу нашел по объявлению. Родителям, правда, еще не сказал, где устроился, - чтобы не волновались.
К слову, кадры для работы на четвертом блоке нужны: в цене бетонщики, монтажники, арматурщики. Работа по вахтовому методу: две недели без выходных. Исключения делаются только на Новый год и Пасху.
По плану основные работы на энергоблоке должны завершиться к концу сентября этого года.
На Украине стали зарабатывать на зараженных землях. Экскурсия в зону отчуждения стоит шесть тысяч рублей.
«Поездка на один день, с выездом из Киева в 8.00 утра и возвращением в него около 21.00, в которой вы посетите город Чернобыль, Чернобыльскую АЭС и смотровую площадку саркофага. Пробудете несколько часов в покинутом жителями, когда-то 50-тысячном городе Припять», - гласит реклама на сайте туркомпании. Стоит это около двух тысяч гривен (около шести тысяч рублей) на человека. Группа рассчитана на десять-пятнадцать экстремалов.
Цена официальной экскурсии «кусается». Поэтому желающие побывать в опасной зоне часто ищут проводников-нелегалов - они берут до тысячи рублей с носа. «Дикари» ищут дырки в ограждении и на свой страх и риск гуляют по радиоактивным местам.
Такой поход - дело рисковое. Можно наткнуться на диких зверей - волков, лосей, кабанов. Или на мародеров. Неизвестно, кто опаснее. На голову может свалиться обломок аварийного здания. Самое безобидное - можно схлопотать штраф, если поймает полиция.
Кстати, у полиции уже нервы на пределе от туристов-нелегалов, которые плевать хотели на правила безопасности. Эти ребята залезают на крыши зданий, выпивают, часто ходят без дозиметров и могут остановиться на привал в радиоактивном пятне.