Авария научила нас жить по-новому
Семьдесят процентов радиационных выбросов пришлись на территорию Беларуси. Как ликвидировались последствия аварии, рассказал председатель Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Палаты представителей Национального собрания Республики Сергей Коноплич
А затем последовал еще один слом - развал Советского Союза. Так Беларусь осталась с этой катастрофой один на один. Приходилось решать много сложных проблем, которые касались судеб тысяч и тысяч людей, что называется, «на марше».
Тридцатилетие - не просто дата, это трагическая веха в нашей истории. Радиоактивный пепел стер с карты страны десятки деревень. Но не смог вычеркнуть их из нашей памяти. Беда еще в том, что страшное наследие, которое мы получили после аварии на ЧАЭС, будет аукаться нам еще не одно десятилетие.
- Решения тогда принимали быстро, много совершили ошибок?
- Ошибки при таких масштабах катастрофы были неизбежны и объяснимы. Но в главном власти определились верно - во главу угла поставили заботу о человеке.
Одна из первых поездок избранного тогда президента Лукашенко была в пострадавшие районы. После разговора с людьми с глазу на глаз сформулировали принципы работы на последующие годы.
Всего в стране действует 26 программ в разных сферах. Из бюджета на них выделено 11,4 триллиона белорусских рублей. А на одну из них, чернобыльскую, уходит 4,3 триллиона. Больше трети! Это свидетельство особого внимания государства к этой проблеме.
За тридцать лет реализовано пять национальных программ, сегодня действует шестая. Когда создали Союзное государство, на помощь пришла Россия. Теперь многие проблемы мы решаем вместе. Около четырех миллиардов российских рублей вложено в преодоление последствий катастрофы. Готовится пятая совместная программа.
За эти годы проделан настолько огромный объем работы, что только перечисление решенных проблем займет не одну страницу. Каждая программа - вложение в наше будущее. Мы возрождаем земли, сохраняем здоровье детей и взрослых.
Чернобыльская авария научила жить по-новому. Пришлось пересмотреть все, что было раньше. Многим хозяйствам пришлось переформатироваться полностью. Например, там, где раньше были высокие надои, теперь нельзя получить чистое молоко, но можно вырастить чистое мясо.
На научной основе создана четкая, надежная система радиационного контроля за производимой продукцией. Идут инвестиции для развития пострадавших территорий. Такое решение трудно переоценить. Оно было нужно еще вчера, но и сегодня это помогает менять подходы к пострадавшим регионам.