Почему среди радикальных исламистов попадаются славяне?
Среди сторонников джихада все чаще встречаются славянские имена и фамилии
Вот и на этой неделе, когда прозвучали взрывы в Брюсселе, поиски ответственных за теракты неожиданно натолкнули следователей на некий «белорусский след». Что стоит за этим предположением? И правда ли, что среди сторонников ИГИЛ, запрещенной в России организации, немало славян - уроженцев бывшего СССР?
Версия о братьях-белорусах, принимавших участие в подготовке терактов в столице Евросоюза, не подтвердилась. Людьми, которые привезли в аэропорт взрывчатку, вероятнее всего, стали братья Халид и Брахим Бакрауи. Соратники Салаха Абдеслама, автора парижской бойни, недавно арестованного в Бельгии.
Но существование славян, и в частности белорусов-джихадистов, - такая же реалия борьбы с терроризмом, как и распространение идей радикального ислама на территории бывшего СССР. Причем не только на Кавказе и в Средней Азии.
По данным СМИ, российские спецслужбы якобы передавали бельгийским коллегам информацию о возможной подготовке терактов. В частности, было известно, что в конце февраля в Бельгию отправились белорусы - принявшие ислам братья 23-летний Иван и 27-летний Алексей Довбаши. Их сопровождал недавно получивший белорусское гражданство выходец из Дагестана Марат Юнусов. Все трое связаны с террористической группировкой «Исламское государство».
Службы безопасности Бельгии проверяли их на причастность. Довбаши заявили, что не имеют никакого отношения к взрывам. Их, мол, начали обвинять в терроризме еще 14 марта, после чего они сами обратились к бельгийским правоохранительным органам.
22 марта представитель КГБ Беларуси Дмитрий Побяржин заявил о том, что его ведомство располагает информацией о братьях из Гомеля и проводит проверку. По его словам, Довбаши с 2014 года находились в поле зрения КГБ Беларуси и ФСБ РФ.
Известный российский эксперт по вопросам религии Владислав Мальцев так прокомментировал информацию об исламистах из числа уроженцев Беларуси:
- Проблема радикального исламизма в Беларуси ранее не вставала. Это давало повод для заявлений о том, что Беларусь обладает неким уникальным свойством толерантности, исключающим заметные проявления любого радикализма.
Однако надо понимать, что в принципе не существует застрахованных от идей терроризма регионов. И никто не может дать гарантии, что какой-то житель той или иной страны не «заразится» этой напастью.
Эксперт привел примеры перехода в ислам белорусских национал-радикалов. Наиболее громкий случай: Даниил Ляшук из Бреста, который сейчас воюет в украинском батальоне «Торнадо». Он принял ислам и сменил имя на Даниял ат-Такбир.
Еще пример. Одним из учредителей Славянской исламской лиги (есть и такая!) стал Александр Огородников, в исламе Саид. Ранее он был известен как лидер ультраправой одесской организации «Автономный опир». Саид участвовал в бойне в Доме профсоюзов, воевал в батальоне «Крым» на востоке Украины.
Каким образом радикальные проповедники втягивают славян в чуждый им, казалось бы, джихад против собственных народов? Этот вопрос изучен мало. Случаи вербовки молодых людей и девушек в странах СНГ для последующего выезда на войну в Ирак и Сирию говорят о том, что страдают наименее психологически устойчивые. Не получившие моральной закалки индивидуумы, попавшие в поле зрения опытных радикалов. А если еще жизнь не устроена...
Вначале славянин принимает ислам, что не кажется опасным. Потом отрекается от семьи. Затем от него требуют либо платить налог на веру (закят), либо вербовать новых сторонников ислама, либо принять участие… в джихаде. Вот кто-то и решается пролить кровь во имя построения всемирного халифата. Для демонстрации универсальности идей халифата славяне необходимы руководству крупных группировок типа ИГИЛ. К тому же они наименее подозрительны из-за европейской внешности.
Есть еще много примеров перехода неонацистов в ряды диаметрально противоположных по идеологии ваххабитов. Все это говорит о том, что сегодня нужна общая борьба с терроризмом, в одиночку этого не одолеть. И главное, необходима слаженность в работе правоохранительных органов СНГ в отслеживании процесса вербовки сторонников радикального ислама, понимание того, что идеи террора нужно душить в зародыше. Иначе мы так и будем жить с постоянным ощущением этой страшной угрозы современного мира.