Хапуги с большой дороги
Коррупция настолько въелась в нашу жизнь, что нам сегодня кажется, будто она в России существовала со времен царя Гороха. Но это не так
Все изменилось после того, как по примеру Византии у нас появился институт кормления. И князья стали сажать в подвластных им городах своих воевод. А местному населению вменили в обязанность снабжать их всем необходимым, начиная с еды и одежды. Граждане не скупились на подношения, зачастую к своей собственной выгоде. Хочешь решить вопрос - тащи воеводе бакшиш побогаче. Кормление отменили в XVI веке. Но было уже поздно. Традиция жить кудряво за счет подданных стала нормой жизни. А там чиновники и до казны государевой добрались. Коррупция превратилась в своего рода опасную заразную болезнь, от которой до сих пор не найдено верного противоядия.
Считается, что победить коррупцию может страх, жестокость наказания. Как пример вспоминают Китай, где проворовавшихся чиновников расстреливают. Ну и что? Одних расстреливают, другие - продолжают воровать.
Кстати, в России казнокрадов в особо крупных размерах пускали в расход так же. Самая первая казнь за взятку совершилась еще при Иване Грозном. Царь-реформатор Петр I также их не щадил, отправил на плаху сибирского губернатора князя Матвея Гагарина и главного прокурора Алексея Нестерова. Но все было тщетно. Ближайший сподвижник Петра Алексашка Меншиков сам был асом-коррупционером.
При Сталине мздоимцев и сажали, и стреляли, но все равно оставались чиновники, путавшие личную шерсть с государственной.
Продолжают путать и сегодня, но в других совершенно масштабах. Коррупционерами не рождаются. Ими - становятся. Все большие грехи начинаются с пустяковых, безобидных прегрешений. Стоим как-то, треплемся с приятелем возле метро. Вечереет. Между делом друг потягивает пиво из бутылки. Вдруг перед нами, как джинн из воздуха, материализовался полицейский и предложил моему приятелю пройти в участок, составить протокол за распитие пива в общественном месте. «Договоримся, начальник?» Сержант сунул в карман пятисотенную купюру и растворился в густеющих сумерках. Глядя ему вслед, подумалось: что, если этот сержант до генерала дорастет?
Самое ужасное, что взяточников - и мелкую плотву, типа того сержанта, и ненасытных акул, хапающих миллионами - мы сами же и кормим. Кстати, по нынешнему закону взяткодатель также несет уголовную ответственность. Но одних репрессивных мер мало. Нужна профилактика. Не пустая болтовня - а кропотливая, тонкая работа по переформатированию массового сознания. Чтобы взятка в глазах народа стала делом неприличным.