Встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска: Ну, с Богом!
Кого пугает христианское единство Ватикана и Москвы?
Шумная, агрессивная и разнообразная риторика, которая последовала за встречей 12 февраля Папы Римского Франциска и Патриарха Московского Кирилла на Кубе, была неизбежной, именно потому вся подготовка держалась в секрете. Полемика в СМИ лишь отчасти отражает глобальные последствия потенциального примирения двух основных ветвей христианства для судеб европейской, то есть нашей с вами, цивилизации.
Говорили, как братья
Мировые религии и их первосвященники, как правило, люди далеко не случайные и наделенные стратегическим видением, являются мощнейшим фактором общественных процессов в планетарном масштабе. Последствия этой двухчасовой беседы двух немолодых и отягощенных заботами людей в аэропорту Гаваны могут сказаться не завтра и не послезавтра, но проявятся в жизни целых поколений непременно.
А пока все усилия обозревательской мысли сосредоточены на просчете истинной подоплеки экуменического прорыва и оценке сиюминутных выгод и преимуществ сторон. К счастью, сами участники после переговоров и протокольных жестов вживую обозначили свои позиции, сузив поле для трактовок дальних замыслов. Кирилл назвал встречу глав церквей «волей Божией». «Меня не покидает чувство, что мы встречаемся с вами в правильное время в правильном месте», - сказал Патриарх.
Франциск, в свою очередь, заявил, что они говорили как братья, потому что «мы епископы, мы имеем ту же самую веру». И еще: «Мосты держатся и помогают примирению, стены нет: они обречены упасть».
В интервью Corriere Della Sera предстоятель Римской церкви был еще более откровенен. «Я очень счастлив. Все произошло само собой. Я лишь сказал, что хочу встретиться со своими православными братьями и обнять их. Вот и все».
По данным Reuters, тайная подготовка к встрече велась два года. Хорхе Марио Бергольо главную заслугу в подготовке первой встречи с русским Патриархом отдает митрополиту Волоколамскому Иллариону и главе папского Совета по содействию христианскому единству кардиналу Курту Коху. Именно эта пара долго согласовывала обширное совместное итоговое заявление архиереев, которое подчеркнуло небывалую близость взглядов на фундаментальные вещи и расставило точки над «и» по спорным пунктам.
Основной темой закрытых переговоров глав двух церквей стало предотвращение сползания к третьей мировой. Глава РПЦ заявил по итогам, что отношения между Россией и США необходимо радикально изменить, чтобы не допустить большой войны, и это была тема его разговора с понтификом. Геноцид христиан Ближнего Востока - Сирии и Ирака - одинаково тревожит обоих, тем более что конфликт грозит осложнениями. Папа Франциск так обозначил свое отношение: «Я говорил о третьей мировой войне, идущей кусками. В действительности она не кусками: это самая что ни на есть война».
Спасение христианства - дело самих христиан
Выявилось и полное совпадение взглядов на семью, как союз мужчины и женщины, и общее желание противостоять агрессивному секуляризму на Западе, подрывающему связь с христианскими цивилизационными корнями.
И, наконец, стороны больше не упорствуют в богословских противоречиях, которые не должны мешать совместным усилиям по спасению христианства и христиан. Внешняя опасность выживания самой конфессии сплотила обоих предстоятелей - католического и православного - заставив говорить о единстве во Христе. «Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, про-изошедшей вопреки молитве Христа Спасителя». А это - почти революция.
Дальше- больше. В итоговой декларации содержится недвусмысленное осуждение института униатства, как формы прозелитизма, противоречащей христианскому единству. Пусть мол, те, кто уже отделился от канонических церквей, остаются с РКЦ, но новых перетягивать не могли.
Это вызвало настоящий шок у греко-католиков Украины, которые решили, что Святой престол их просто предал.
Предстоятель УГКЦ Верховный архиепископ Святослав Шевчук заявил по поводу совместной декларации: «Безусловно, этот текст вызвал глубокое разочарование среди верующих нашей церкви и просто неравнодушных граждан Украины. Сегодня многие говорили, что чувствуют себя преданными Ватиканом, разочарованными половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны апостольской столицы агрессии России против Украины».
Госдеп увидел «руку Москвы»
Американский истэблишмент возмущен встречей папы и русского Патриарха.
The New York Times признает, что был сделан «шаг исторической важности», но указывает, что «встреча была связана с геополитикой, соперничеством между главами православных церквей и с маневрами Президента России Владимира Путина». Американское издание критикует папу: «Для Франциска встреча стала блестящим дипломатическим ходом экуменического характера, который все же поставил его под огонь критики. Его радостная встреча с Патриархом окажет косвенную поддержку Путину, в то время как тот ведет войну в Сирии и продолжает вмешиваться в дела Украины».
По словам директора Украинского исторического центра Университета Альберты Фрэнка Синсина, понтифик выбрал крайне неудачный момент для встречи с Кириллом, так как «это определенно легитимизирует шаги Путина в Сирии». Более того, упор на положение, в котором христианство оказалось на Ближнем Востоке, - это пиар-победа РПЦ, которая позиционирует себя как защитница гонимых христиан по всему миру, отмечается в Foreign Policy.
А вот агентство Bloomberg видит за встречей «руку Москвы». «Папа Римский - надо полагать, невольно - сыграл свою роль в пропагандистском маневре Кремля. Все это было бы хорошо, если бы РПЦ не была верным союзником российских властей. Подписав декларацию, папа Франциск, по сути, признал, что она является независимым институтом, а не органом путинской государственной власти. Это - дипломатический успех, за который Путин должен быть благодарен Патриарху».
Хотя до папского визита в Москву еще далеко, сближение Ватикана под руководством антиглобалиста и русского патриархата, настроенного патриотически, уже пугает Вашингтон и подконтрольным ему СМИ. Слишком уж непохожие геополитические цели декларируются обоими духовными авторитетами и представителями Белого дома.
Осуждение Франциском бездумной американской политики вооруженного вмешательства на Ближнем Востоке, как и призыв к Западу«заняться самокритикой в отношении арабской весны, за которую приходится теперь дорого платить», вызывают настоящую истерику у госдепартамента. Не упускать ни единой возможности навести мосты и избегать любых войн - это твердая позиция понтифика, который призывает впредь помнить «о Ливии до и после военной операции: сначала был только один Каддафи, а теперь их пять десятков».