Из Афгана мы ушли непобежденными
Сегодня по просьбе «СВ» депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и работники его Секретариата вспоминают о своей молодости, опаленной огнем войны. 27 лет назад 15 февраля 1989 года последние советские войска покинули Афганистан
Франц Клинцевич, член Парламентского Собрания, председатель Российского союза ветеранов Афганистана:
Франц Клинцевич (крайний слева) признался, что эта война сильно его изменила. Фотография из личного архива.
- В 1985-м меня направили в Военный институт иностранных языков, где за год я получил специальное образование и выучил дари, на котором разговаривают в некоторых афганских провинциях. В Афганистан попал в 1986 году капитаном ВДВ. Там моя группа боролась против бандформирований.
Мне часто приходится отвечать на вопрос: а зачем была нужна эта война? Не ошибка ли это?
События последних лет ясно дают понять, что ввод советских войск в Афганистан - не ошибка. Советский Союз первым принял на себя удар джихада, теоретики и исполнители которого идеологически и финансово были выпестованы спецслужбами западных стран, прежде всего США. На два с лишним десятилетия заморозил угрозу терроризма, ставшего ныне в мире проблемой номер один.
Заслугой Советского Союза считаю и беспрецедентные усилия по искоренению наркоторговли в Афганистане. После вывода наших войск производство героина там увеличилось в 42 раза. Ныне Афганистан - один из основных поставщиков «белой смерти», а ее основные потребители - Евросоюз и юг России.
Валерий Гайдукевич, председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, председатель Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане:
- Не будь ввода советских войск в Афганистан, там были бы американцы, и практически вся территория Сибири была бы сегодня под их радиолокационным контролем. Геополитические последствия вообще сложно представить.
Можно сказать, что советско-афганская война была первой в мировой истории антитеррористической военной операцией. Серьезной проблемой, правда, стало непонимание руководством СССР главных методов этой операции. Советское командование вначале применяло в Афганистане принципы классической войны, не учитывая, что против нас ведется партизанская война, да еще в условиях гор. Те, кто был на передовой, первыми поняли, что традиционные методы неэффективны.
Не знали мы и тонкостей мусульманского общества: в Афганистане в те годы 96 процентов населения были безграмотными и безоговорочно доверяли словам местного муллы. Ничего там не означала и улыбка: не переставая улыбаться, местный житель мог вонзить в тебя нож.
Советские войска покинули Афганистан непобежденными. Покинули по приказу, выполнив все задачи, которые ставила перед ними Родина.
Владимир Василенко, член Комиссии ПС по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам:
- В армию меня призвали в 1981 году. После окончания в Прибалтике сержантской «учебки» был распределен в витебскую воздушно-десантную дивизию. Там успел приобрести командирский опыт в подготовке пополнения, затем с подготовленными мной же бойцами был направлен в Афганистан.
В звании сержанта командовал группой десантников. Самой дорогой наградой считаю то, что подчиненные вернулись домой живыми.
На мой взгляд, главный урок, который наша молодежь может извлечь из опыта афганцев, - любовь к Родине, верность воинской присяге. Любовь к Родине должна проходить красной нитью в воспитании нашей молодежи, чтобы не было таких явлений, как скинхеды, алкоголизм, наркомания. Мы много внимания уделяем спортивным мероприятиям, потому что это является одной из основных частей нашего воспитания молодежи.
Сергей Стрельченко, Ответственный секретарь ПС Союза Беларуси и России:
- Я попал в Афганистан в 1981 году молодым лейтенантом, практически сразу после окончания Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова. Командовал саперным взводом реактивно-артиллерийского полка, который обеспечивал беспрепятственное продвижение колонн техники и вооружения. Мы прокладывали дороги, проводили разминирование, проверяли возможность проезда, прикрывали передвижения войск.
В моем взводе служили бойцы из всех уголков Советского Союза. Тогда никто не обращал внимания, какой они национальности, главным было, какой ты боец - надежный, обученный, обстрелянный или нет. Необстрелянных берегли: самое опасное и трудное брали на себя «деды» - опытные и бывалые старослужащие. Ведь сапер, как известно, ошибается один раз…
Андрей Жук, заместитель Ответственного секретаря ПС Союза Беларуси и России:
Фотография из личного архива.
- Я оказался в Афганистане командиром роты разминирования, когда мне было 27 лет.
В декабре 1987 - январе 1988 года участвовал в операции «Магистраль». Нам было поручено прорвать блокаду города Хоста на юге Афганистана. Душманы, которым помогали отряды пакистанского спецназа, блокировали горные перевалы, ведущие к городу. Они хотели создать альтернативное правительство Афганистана.
Заблокированные жители города были уже на грани голодной смерти, там началась эпидемия. 40-я армия сняла блокаду и оказала необходимую помощь местному населению.
За две недели были уничтожены основные силы противника, все перевалы взяты под контроль. Только после этого на помощь пострадавшим пошли автоколонны с медикаментами, питанием, топливом и одеждой. Моя рота обеспечивала их беспрепятственное продвижение по перевалу Сату-Кандал - вела разведку, обнаруживала и уничтожала мины и фугасы, установленные на дорогах.
Сергей Копотилов, начальник Главного управления Секретариата ПС Союза Беларуси и России:
На страхи и сомнения времени не было: получено задание - надо его выполнить! Фотография из личного архива
- В Афганистан я попал после окончания Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (ТВВИКУ).
Управлять людьми учился в боевой обстановке. На страхи и сомнения времени не было: получил задание - выполни его, и как можно качественнее: ведь от этого зависела жизнь товарищей.
Самое тяжелое воспоминание - операция в Панджшерском ущелье в 1984 году, откуда советские войска выбивали моджахедов Ахмад-шаха Масуда. Ущелье, помню, мы взяли под контроль нечеловеческими усилиями и с большими жертвами.
Приятное воспоминание тех лет - доброжелательное отношение к нам местных жителей. Ведь мы оказывали не только военную помощь, но и гуманитарную.