Заработали столько, что даже растерялись!
Директор Парка высоких технологий Валерий Цепкало рассказал, как белорусская Силиконовая долина сумела получить в кризис заказов на миллиард долларов
На экспертно-медийном форуме-семинаре «Векторы развития научной среды в Союзном государстве. Новые идеи и люди», который прошел на прошлой неделе в Москве, презентовали проекты Союзного государства: высокие технологии, разработки российских и белорусских ученых в области космической медицины, лекарства нового поколения. IT-гуру Валерий Цепкало представил проект строительства бизнес-инкубатора в Гродно. Выступление директора белорусской Силиконовой долины, где в свое время были созданы мессенджер Viber и известная онлайн-игра World of Tanks, стало одним из самых ярких на сессии, поскольку послушать его приехали как начинающие, так и опытные программисты со всех уголков Союзного государства.
- Ваши продукты «Мир танков», приложения для App Store и другие получили всемирную известность. А с чего вы начинали?
- У меня были только стол, стул и компьютер. Ни один банк не хотел выдавать нам кредит под залог этого имущества. Прямого бюджетного финансирования мы не получали. Спасибо Лукашенко. Под государственные гарантии Нацбанк нам выдал займ в размере 300 тысяч долларов под 18% годовых. Через два года мы его погасили. Бизнес-инкубатор мы построили за счет частных инвестиций резидентов.
- То есть без терний - и сразу к звездам?
- Мы подумали, что если распыляться, пытаться заниматься нано- и биотехнологиями и другим, то нельзя стать лидером. У нас были амбиции - стать мировым лидером в сфере разработки программного обеспечения. И мы на этом остановились.
Признаюсь, что, когда мы запускали проект «Парк высоких технологий», горячие правительственные головы ожидали сиюминутного результата. Сработала сила чиновничьей привычки.
Если бы мы открывали завод по производству консервных банок, то, возможно, через год перерезали ленточку на открытии, а первая банка сошла бы с конвейера. С инновациями такое не прокатит. Проводится скрупулезная, дотошная работа, идет агитация среди молодежи. По-настоящему рост у нас пошел через пять лет после старта.
Помощь государства не нужна
- За девять лет работы вы вышли на показатели сверхприбыли. Теперь и государственные дотации вам ни к чему?
- Зачем нам гостранши, если мы - успешная самодостаточная организация?! У нас такое количество денег, что мы, честно говоря, растерялись. Не знаем, как их потратить. За этот год прогнозируется выручка восемьсот миллионов долларов. При этом речь идет о чистой прибыли, в отличие от традиционных отраслей промышленности.
Задумайтесь, по вкладу в ВВП страны компании Парка превышают таких лидеров машиностроения, как МАЗ, БелАЗ, МТЗ, Гомсельмаш, вместе взятых. С 2005 года мы обошли по данному показателю предприятия, которые создавались при огромных капитальных инвестициях.
Добавлю, что в 2014 году резиденты Парка выплатили в бюджет около сорока миллионов долларов прямых налогов. Добавьте к этому около ста миллионов долларов других налогов от деятельности, которые уплачивает конечный пользователь.
- Себя не обижаете?
- Мы, как администрация, имеем с дохода один процент - это восемь миллионов долларов. Согласитесь, восемь миллионов долларов нужно еще суметь освоить. Мы пошли в регионы. Например, открываем филиал Парка высоких технологий в Гродно. Мы считаем платеж в один процент более целесообразным, чем налог на прибыль. В IT ведь можно легко показывать минимальную прибыль, а оборот не скроешь. Деньги, полученные от сдачи в аренду нашего имущества, мы полностью перечисляем в бюджет.
В Минске платят не хуже, чем в Сан-Франциско. Такая зарплата у программистов - выпускников вузов.
- Существует ли утечка кадров в сфере IT-технологий?
- Проект «Парк высоких технологий» как раз и был призван притормозить, а впоследствии ликвидировать эмиграцию ученых за границу. Да, у нас раньше наблюдался массовый отъезд молодых специалистов на Запад. Но сейчас созданы комфортные финансовые условия для поддержки талантливых ребят. Зачем им чужбина, если в Минске они получают столько же, сколько их коллеги в Амстердаме или Сан-Франциско? Притом наши кадры выезжают в командировки по всему миру. Они не стеснены пределами Беларуси.
- На какую зарплату может рассчитывать выпускник вуза в вашей компании?
- В тысячу долларов. Для более опытных средняя - две тысячи долларов. Продвинутые программисты получают порядка трех-четырех тысяч долларов.
- Как попасть в Парк высоких технологий?
- На первом этапе компании представляют свои бизнес-проекты. Эксперты определяют их актуальность. Затем заявки претендентов рассматривает администрация Парка. На последнем этапе наблюдательный совет, в который входят ректоры вузов, представители Совета Министров и Администрации президента, голосованием принимают решение о приеме компаний в Парк. Столь высокие требования к претендентам укрепляют репутацию ПВТ.
Кроме того, компании ежегодно сдают аудиторский отчет. Это дает клиенту преимущество. Когда в Парк приходит клиент, Парк выступает гарантом, что резидент выполнит работу. Невозможна ситуация, когда кто-нибудь возьмет у заказчика предоплату и исчезнет.
- Как это работает?
- В отличие от большинства европейских и азиатских «собратов» минский ПВТ - виртуальный. Это означает, что его правовой режим действует на всей территории Беларуси. То есть вы можете зарегистрироваться в качестве резидента и использовать все преимущества. Причем ваш офис может располагаться где угодно: в областном центре или на хуторе. Такой подход позволяет в полной мере использовать образовательный, научно-исследовательский, профессиональный и инфраструктурный потенциал страны.
Великолепная десятка
Десять компаний-резидентов Парка высоких технологий в этом году вошли в список Software-500. Среди лучших - крупные поставщики услуг в сфере информационных технологий и разработки программного обеспечения.
В лидерах рейтинга расположились такие компании, как IBM, Microsoft, Oracle, HP, SAP и Apple.ОХОТА ЗА ГОЛОВАМИ
Российских программистов заберут в армию
Две научные роты программистов будут созданы для Национального центра управления безопасностью России, сообщил глава Минобороны Сергей Шойгу.
- Сегодня надо приступать к отбору в эти научные роты лучших выпускников из Физтеха, МГТУ имени Баумана и других вузов, готовящих программистов. Этим надо заниматься уже сегодня, и заниматься серьезно, - сказал министр.
По его словам, объем программного обеспечения, который предстоит создать военнослужащим научных рот, довольно большой и необходим в сжатые сроки.
В 2013 году руководство Минобороны решило создавать в Вооруженных силах научные роты численностью 80 - 100 человек, чтобы не растеряли знания и умения за время службы. Спустя два года Владимир Путин подписал документ, согласно которому часть молодых специалистов, работающих на оборонных предприятиях, смогут проходить альтернативную военную службу по месту работы в так называемых производственных ротах.
Фото: Юрий Строков