САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Николай Лашкевич

Не нужен нам берег турецкий…

Зачем Турция сбила российский военный самолет, хотя, вне всяких сомнений, прекрасно осознавала негативные последствия этого инцидента в сирийском небе? Что же заставило турецкие власти пойти на такой беспрецедентный шаг, который обрушил, возможно, на долгие годы российско-турецкие отношения и ничего позитивного самой Турции не принес?

Неужели смысл этой акции состоял лишь в том, чтобы показать своим соотечественникам и мировому сообществу, насколько страна и ее лидер круты, что могут позволить себе сбить «СУ-24» вроде бы дружественной державы и допустить расстрел в воздухе беззащитных пилотов?

Аналитики во всем мире теперь теряются в догадках, строят самые невероятные предположения, выдвигают самые экзотические версии, пытаясь отыскать ответы на эти «почему». Не выручает даже вопрос-подсказка, взятый из практики древнеримского правосудия, Cui prodest или кому это выгодно?

Нужно ли это США, которые, случись что, у нас обычно обвиняют во всех смертных грехах, зачастую вполне обоснованно из-за маниакального стремления американцев совать свой нос всюду, где надо и где не надо. Может, тут проглядывается рука НАТО, членом которой является Турция? Однако, как ни прикинь, не нужна Западу такая головная боль, тем более, когда на карту поставлена эффективная борьба с ИГИЛ. Да, на словах они поддерживают турков, но досаду, если не раздражение, скрыть трудно.

Еще бы: за их спиной коллега по военному блоку самостоятельно принимает важнейшие решения, которые могут привести к серьезному международному противостоянию. Кому понравится, если ваш партнер ведет себя непредсказуемо? По любому, это именно тот случай, когда ни Брюссель, ни Вашингтон не заинтересованы в возникновении и эскалации конфликта. И что теперь, из-за чьих-то непомерных амбиций надо вмешиваться в ситуацию, соблюдая партнерские обязательства? Нужно поставить на дыбы всю систему общеевропейской безопасности?

Тем более там отдают себе отчет, что оправдание воздушной атаки на российский истребитель, мол, так страна отреагировала на нарушение своего воздушного пространства, ибо возникла реальная угроза национальной безопасности, вынудившая применить силу, яйца выеденного не стоит. Даже если самолет на несколько секунд и залетел на территорию сопредельного государства (появляется все больше свидетельств, что он этого не делал, и они перевешивают аргументы турецкой стороны), то реакция была совершенно неадекватной. Ни один здравомыслящий человек, не страдающий болезнью лукавства, не верит, что «СУ-24» вел себя провокационно и мог представлять потенциальную опасность суверенитету страны, а тем более начать бомбардировку ее территории.

Как тут не вспомнить слова турецкого президента, сказанные после того, как в 2012 году сирийские военные сбили самолет F-4 «Фантом», который нарушил границы воздушного пространства Сирии: «Незначительное нарушение границы не может быть предлогом для такого нападения. Турецкий самолёт совершал тренировочный полёт, проверяя работу радаров в восточной части Средиземного моря». Что изменилось с тех пор?

Не выгоден такой крах двусторонних отношений, который неизбежно последует за инцидентом, самой Турции, кровно заинтересованной в развитии экономических связей с Россией. Тот же «Турецкий поток» ценой в 15 миллиардов долларов в большей степени был необходим именно ей, так как помогал решать задачи экономического развития, пополнения государственной казны и энергобезопасности стран. Теперь на этом проекте можно ставить жирную точку потому, что Москва совершенно не заинтересована в повторении украинского варианта транзитного шантажа. Словом, дружить с нашей страной было выгодно во всех отношениях. И вдруг – все коту под хвост.

Вопрос, на что рассчитывали власти Турции, принимая решение атаковать наш самолет, повисает в воздухе. Найти логическое объяснение крайне трудно. Видимо, посчитали, что Россия спустит инцидент на тормозах, так как у нашей страны есть большие экономические интересы в Турции, и в условиях санкций она будет неизбежно опираться, как бы ее не принижали, на турецкое плечо. Ну, не знают они, что у нас одна из любимых поговорок о том, что не в деньгах счастье. Даже если «счастье в их количестве», не все измеряется рублями, лирами и долларами.
Есть престиж страны, который не купишь ни на какие деньги. Если в Анкаре кто-то всерьез полагал, что наша страна, получив такой удар в спину, как ни в чем не бывало, продолжит переговоры по газопроводу или по строящейся атомной электростанции в Мерсин, то им нечего делать в большой политике. Не будет Россия пожимать руки и вести переговоры без объяснений и извинений с турецкой стороны. Не станут россияне покупать турецкие помидоры, мандарины и массово ездить на средиземноморское побережье Антальи.

Ни о каком тесном экономическом сотрудничестве теперь не может идти и речи. Доверие между странами рухнуло, как карточный домик. У России теперь нет никаких гарантий, что ее «не кинет» близкий сосед при реализации в будущем любого другого экономического проекта. Строить «Турецкий поток», вложить миллиарды долларов в его прокладку по дну моря, закачать газ, чтобы впоследствии по чьему-то веленью и хотенью его то и дело перекрывали, глупо и опасно. С таким непредсказуемым, ненадежным и агрессивным партнером вообще не стоит иметь дело. Рано или поздно коварный восточный «друг» вновь подставит. Так что нам такое сотрудничество, каким бы заманчивым оно не было, не выгодно по всем статьям. Это памятник потраченным деньгам.

Запрет на поставки торговой продукции, на деятельность турецких компаний, на заход в наши порты их судов, на авиасообщение с Турцией обоснован во всех отношениях. Экспорт в Россию заместить несложно, уже накоплен достаточный опыт по линии западных санкций. Найдутся другие, более адекватные торговые партнеры, а те в России, кто возражает против эмбарго на турецкие товары, в большинстве своем имеют коммерческий интерес. Объективность их мнения вызывает большие сомнения.

Создается такое впечатление, что доброжелательность в межгосударственных отношениях, экономическую заинтересованность Москвы в совместных проектах, доверительный тон контактов на всех уровнях правящие верхи Турции приняли за слабость российского государства. Оно-де не нанесет ответный удар при любом раскладе событий, даже носящем предельно вызывающий характер. Именно эти люди, стоящие во главе партии «Справедливость и развитие», с трудом выигравшей недавние выборы и сформировавшей правительство, заинтересованы в эскалации напряженности, в подрыве всей системы сложившихся межгосударственных отношений. Именно на патриотическом угаре, переносе политических акцентов на внешнего врага они делают ставку в попытке упрочить свое шаткое политическое положение в стране, где нарастает оппозиционное движение. Вот кому выгодно, надеясь на крышу НАТО, вступить в открытый конфликт с Россией, несмотря на возможные внешнеполитические потери.

И в первую очередь это выгодно человеку, которого зовут Реджеп Тайип Эрдоган, политику неоднозначному, радикалу, националисту и исламисту. Жажда власти, популизм, авторитарное руководство, заносчивость, безаппеляционность, недавние угрозы посадить на долгие годы оппозиционных журналистов за то, что они рассказали о караванах с оружием, поставляемым из Турции в Сирию – вот что характеризует его стиль правления.

Но, спрашивается, разве не знали в Москве об этих качествах характера Эрдогана, которые в любой момент могли прорваться наружу? Его позиция по проблеме признания геноцида армян общеизвестна. Его гонения на лауреата Нобелевской премии, писателя Орхана Памука по статье 301 Уголовного кодекса, запрещающей оскорбление "турецкости", тоже. Его сына Билала неоднократно обвиняли в связях с ИГИЛ - по контролю за нефтяными потоками из подконтрольной террористами сирийской территории.

Знали, но закрывали глаза. Он даже получил звание почетного доктора МГИМО. Так что нам урок – следует более щепетильно выбирать друзей и не руководствоваться некой политической целесообразностью.

Но при всех обстоятельствах Эрдоган явно переоценил себя. Он совершил непоправимую ошибку. Турецкий лидер неправильно оценил геополитические риски и не учел силу режима Башара Асада, сделал ставки не на тех игроков в сирийском конфликте. Теперь он получил С-400 под боком, и любая попытка атаковать наш самолет, будет пресечена, как бы турецкий президент не пугал нашу страну, что такой шаг будет расценен Турцией, как акт агрессии. Да пусть как угодно называет и как угодно реагирует, но сбивать российские самолеты на чужой территории ему больше не позволят.

Россия не та страна, с которой можно вести себя подобным образом – горький для турков исторический опыт тому подтверждение. Теперь даже если он извинится, продолжать тесное экономическое сотрудничество нельзя. Нам, действительно, не нужен берег турецкий. Сейчас на Западе усиленно уговаривают нас закрыть глаза и начать вести переговоры с Анкарой, не прерывать связи.

Посмотрел, как они повели себя, если бы турки сбили в сирийском небе французский самолет, участвующий в операциях против террористов, а его беззащитных летчиков расстреливали в воздухе с земли турецкие подданые…

Фото: AP/TASS

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. У танкера «Волгонефть 239» обнаружили новое пятно мазута
  2. В учениях Беларуси и России «Запад-2025» примут участие 13 тысяч военных
  3. Александр Лукашенко поручил министерству здравоохранения Беларуси проанализировать эпидемситуацию
  4. Александр Лукашенко: В этой пятилетке и в этом году благоустройства особое внимание уделим переработке мусора
  5. Российский космонавт сделал фото масштабного пожара в Лос-Анджелесе
  6. Дмитрий Песков: Москва приветствует желание Дональда Трампа вести диалог с Россией
  7. Мария Захарова: Очередная дурилка картонная полезла к микрофону с влажными историческими фантазиями
  8. Минобороны: ВС РФ освободили населенный пункт Даченское
  9. В Аптекарском огороде расцвела самая большая в мире кувшинка
  10. В Курске школы и ЧОП проверят после нападения подростка на школу
  11. Владимир Путин провёл оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности
  12. Владимир Джабаров считает, что Прибалтике нужно дружить с Россией
  13. Министр транспорта: 128 тысяч человек встретили Новый год в поездах
  14. Сергей Собянин: В Москве в 2025 году откроются 4 станции метро
  15. Александр Лукашенко запустил скважины артезианской воды для обеспечения Минска

Парламентское Собрание

Наталия Косихина: Владимир Путин - ключевой государственный и мировой деятель первой четверти XXI века

Опрос ВЦИОМ показал, что подавляющее большинство граждан признали Президента Российской Федерации Владимира Путина политиком 2024 года.

Политика

Приднестровье замерзает, но не сдается

Как в годы Великой Отечественной, в квартирах стоят буржуйки, женщины готовят еду на костре во дворах многоэтажек. Детей кутают в несколько теплых одеял.

МНЕНИЯ

«Дельфин» подружился с «Бегемотом»

Павел Родионов

За новогодней суетой как-то в тени остался знаковый военно-морской юбилей. 120 лет назад во Владивостоке на главной базе Тихоокеанского флота было образовано первое в России, да и во всем мире соединение подводных лодок.

Диктатура или демократия, что лучше?

Валерий Чумаков

В праздник Рождества Христова Президент Беларуси обратился к белорусам с важной речью

Исинбаева номинально в России?

Олег Зинченко

Выдающаяся спортсменка, известная так же скандальным заявлением о своём воинском звании, приехала на похороны тренера.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также