Хроника сбитого штурмовика: Семейную тайну о неизвестном летчике раскрыли через 47 лет
Много лет назад паренек обнаружил сбитый во время войны советский штурмовик. И только сейчас его внук восстановил справедливость и узнал, кем был летчик-герой
Рядом - могила жены, так и не дождавшейся его с фронта. Теперь они снова вместе.
В этой истории, растянувшейся на долгих 73 года, переплелись в тугой клубок мужество и упорство, черствость и равнодушие, любовь, надежда и - случай…
Владимир Дикун родился 13 июня 1913 года в селе Новая Корма Жлобинского района. Мальчишкой влюбился в авиацию. Окончил с отличием Одесскую школу пилотов. Воевал в составе 606-го штурмового авиаполка. Дрался под Москвой. 2 июня 1942 года в его Ил-2 угодил снаряд немецкой зенитки. Самолет рухнул в болото в десяти километрах от села Калуговское на границе Калужской и Смоленской областей.
Пилотов ИЛ-2 называли «смертниками». За 20 вылетов давали героя.
- Когда пришла похоронка, моей маме - его дочери, было всего лишь полгода. И так получилось, что от погибшего дедушки в нашей семье не сохранилось практически ничего, даже его «треугольничков» с фронта, - рассказывает москвичка Анна Бурухина, внучка Владимира Дикуна. - Мы писали в разные инстанции, в том числе в военкоматы, просили помочь нам отыскать его останки. В ответ - тишина или казенные отписки. Но я все равно не теряла надежды. Собрала все сведения о дедушке, какие только смогла отыскать в военных архивах, и разместила их в интернете - вдруг кто-нибудь откликнется.
Между тем история эта могла закончиться еще в 1968 году, когда местный охотник наткнулся на самолет в заболоченной чащобе.
- Этим охотником был мой дед, - рассказал «СВ» Андрей Романов, волонтер поискового отряда «Зеленая верста». - Дед списал номер с крыла и отправил его в райвоенкомат. Но там промолчали. Оно понятно - окрестные поля с лесами и так белели костями безымянных павших, в болота ж соваться просто боялись. Дед взял сына, моего отца, вместе они похоронили останки пилота - кости и половину нижней челюсти. Без креста, без звездочки, просто бугорок под березой, на которой сделали зарубку.
Самолет для них стал семейным преданием.
- Отец привел меня к нему восьмилетним мальчишкой, - вспоминает Андрей. - Болото к тому времени практически высохло. Самолет лежал, уткнувшись изувеченным носом в весенний ручей. В начале 90-х годов на штурмовик случайно набрели местные мальчишки. За ними нагрянули взрослые, ободрали весь дюралюминий и отволокли в приемный пункт. Самолет добивали уже в мирное время. К счастью, не до конца.
Подготовка одноместного ИЛ-2 к вылету
- Установить имя погибшего летчика помог случай, - рассказывает Дмитрий Мысник, заместитель руководителя оперативного отдела Союза поисковых отрядов. - Андрей Романов рассказал о самолете в лесу, и мы этой весной снарядили туда поисковую экспедицию. Прозвонили металлоискателями и взрыли землю в радиусе ста метров. Нашли кое-какие личные вещи пилота, станок для бритья, кошелек с монетами того времени, лейтенантские кубари. Кости, череп. Но самое главное - магнето от двигателя самолета с выбитым на нем заводским номером. Позже этот же номер мы обнаружили на специальном ресурсе в Сети - внучка разыскивала информацию о своем погибшем деде, летчике Владимире Дикуне. Так мы познакомились с Анной Бурухиной.
- Когда ребята мне позвонили, я на какое-то время потеряла дар речи от нахлынувших чувств, - говорит внучка героя. - А потом села на стул и заплакала. Спустя столько лет, но нашли. Я знала, верила. Есть все-таки справедливость на свете…