Белорусские бизнесмены купили «Москву»
Знаменитое здание на Манежной площади отошло владельцам крупнейшего столичного рынка электроники «Горбушкин двор»
Сумма сделки не разглашается, но, по оценкам экспертов рынка, такой объект даже с учетом кризиса никак не может стоить меньше 160 млн. долларов (около 10 млрд. рублей). Эту покупку вполне можно назвать сделкой года.
В последние пару лет сделки со столичной коммерческой недвижимостью такой ценовой категории - редкость. Инвесторы из дальнего зарубежья вкладываться в московские гостиницы практически перестали. Те новые покупатели, которые есть, - в основном из стран СНГ.
Хотины к «Москве» подходили поэтапно. В августе 2015-го приобрели торговую галерею «Модный сезон», которая сейчас занимает первые три этажа «Москвы» (с 4-го этажа и выше - сама гостиница). Теперь в распоряжении белорусских инвесторов все здание.
Four Seasons Hotel Moscow считается лучшим новым отелем стран СНГ. В перестроенном виде после десяти лет реконструкции гостиница открылась только в 2014 году. Причем, как отмечают специалисты, к качеству проведенных работ вопросов нет.
Новое здание соответствует всем современным представлениям об отеле класса люкс по оборудованию и комфортабельности. Номера - от 40 кв. м, и это самые маленькие. В ванных комнатах - панели из мрамора, в люксах - специальные бездымовые камины и инфракрасные сауны. «Президентский» люкс вообще поражает воображение: три спальни, гостиная с видом на Красную площадь, веранда с видом на Кремль. И отдельный вход с улицы - постояльцы могут входить и выходить незаметно для персонала и остальных гостей отеля.
Плюс - уникальная история: прежняя гостиница «Москва», открытая в 1935 году, была известна не только всей Москве, но и всему Советскому Союзу. После того, как в лужковские времена старую гостиницу снесли и построили новую, исторический облик здания частично сохранили, выдержав стиль конструктивизма 30-х годов. Элементы этого стиля вписаны и во внутренние интерьеры - это одна из «фишек».
Цены, впрочем, соответствуют - отель считается одним из самых дорогих в Москве. Сутки обойдутся от 33,5 тысяч рублей до почти 240 тысячи рублей на человека.
Насколько сейчас возможно привлечь постояльцев, готовых заплатить такие деньги, и как быстро окупится покупка? Эксперты говорят, что так вопрос не стоит. Подобные покупки делаются не ради быстрой прибыли. Это долгосрочные инвестиции в место, в престиж.
А найти объект коммерческой недвижимости со столь же удачным расположением по отношению к Кремлю и Красной площади невозможно. То есть, конечно, есть еще ГУМ, он вообще на Красной площади стоит. Но ГУМ не выставлен на продажу. Кризисы приходят и уходят, а место рядом с Красной площадью и Кремлем вряд ли когда-нибудь обесценится.
Чем еще владеют Хотины в столице
Культовая столичная «Горбушка» - торговый центр «Горбушкин двор» рядом с метро «Багратионовская» - также находится под белорусским контролем. Его в 2011 году приобрели все те же отец и сын Хотины. Тогда же им отошел и другой крупнейший столичный торговый центр, расположенный по соседству, - «Филион». Общую сумму этой сделки («Горбушка» плюс «Филион») эксперты оценивали в $400-500 млн.
Вообще белорусы Хотины считаются одними из крупнейших московских девелоперов. Всего через аффилированные фирмы они контролируют порядка 1,8 млн. кв. м офисных и торговых площадей в Москве, включая бизнес-центры Cherry Tower (м. «Новые Черемушки»), «Красный богатырь» (м. «Преображенская площадь»), «Нижегородский» (Нижегородская улица на севере Москвы). В рейтинге «королей российской недвижимости» за 2014 год Forbes отвел белорусской семье десятое место (годовой доход от аренды - $320 млн.).
Мнение
Анатолий Труханович, бизнесмен, директор Научно-промышленного предприятия «АДЛ», председатель общественного объединения «Белорусский союз налогоплательщиков»:
- Любой успех наших соотечественников вызывает гордость. Хотины - серьезные бизнесмены, недвижимость в центре Москвы - это и престижно, и выгодно. Российская столица - один из центров мирового туризма и дорогой город, поэтому вложения окупятся. На том месте, где стоит гостиница «Москва», не могут не окупиться.
И неважно, что до этого Хотины не занимались гостиничным бизнесом. Они ищут новые сферы и формы деятельности. Если находиться в одной нише, можно просто прогореть при смене конъюнктуры.
Нефть, планшеты и запчасти
Крупные бизнесмены из Синеокой давно и успешно осваивают российские просторы, приобретая или создавая здесь свои активы.
Истощение запасов собственной нефти в последние десятилетия белорусы пытаются компенсировать покупкой месторождений в России. Одним из первых нефть за пределами Синеокой нашел уроженец Вилейки, выпускник энергетического факультета белорусского политеха Валерий Шумский. В 2002 году он купил нефтедобывающие компании в Саратовской области - «Богородскнефть» и «Поволжскнефть», которые входят в состав его основного бизнеса - независимого нефтедобывающего холдинга «Юкола-нефть». Сегодня «Юкола-нефть» занимает заметное место на региональном рынке. Только за последние три года компания добыла на месторождениях Саратовской области 652 тысячи тонн нефти. В феврале этого года была открыта скважина на Васильковском месторождении в Духовницком районе. В прошлом году компания выиграла тендер на разработку первого участка в Самарской области. Также «Юкола-нефть» принадлежит 21-километровый нефтепровод.
Одной из самых знаковых за последние годы стала сделка на рынке рыбопереработки. Белорусское предприятие «Санта Бремор», которое контролируется бизнесменом Александром Мошенским, купило «Русское море» за 52 миллиона долларов. Главный актив приобретенной компании - завод по производству пресервов из рыбы и морепродуктов в подмосковном Ногинске. (Подробнее об этом читайте в одном из ближайших номеров «СВ».)
Белорусская компания «Амкодор» - крупнейший в СНГ производитель дорожно-строительной и коммунальной техники со штаб-квартирой в Минске - несколько лет назад приобрела Брянский завод «Энергозапчасть». Владелец - Александр Шакутин. Благодаря в том числе этой сделке «Амкодор» превратился в крупнейшего собственника активов за пределами Беларуси.
Белорусская компания ASBIS, основанная еще в 1990 году Сергеем Костевичем, сегодня является одним из ключевых игроков на рынке IT-технологий в России. Постоянно наращивает обороты. В 2011 году начала продавать планшетные компьютеры, а с 2012 года - смартфоны под собственной торговой маркой Prestigio. GPS-навигатор Prestigio занял первое место по продажам в России с долей рынка в 28,5%.
Фото: Владимир Коробицын