Водители против «uber обамовича»
Мобильные сервисы, новый конкурент на российском рынке такси, проходят испытание на прочность. Будет ли он развиваться или после протестов таксопарков останется не у дел?
Кажется, что на рынке такси навели порядок. Таксомоторы пожелтели, стали принимать карточки, приезжать вовремя по вызову - словом, все цивилизованно. Но вдруг по ряду городов страны прокатилась волна протестов легальных таксистов, недовольных новой формой обслуживания клиентов - мобильными сервисами. Несли плакаты: «Uber Обамович go home». Суть претензий к широко распространенному американскому приложению Uber заключается в том, что эта зарубежная компания использует труд владельцев личного автотранспорта, своеобразных фрилансеров. Отсюда демпинг, нечестная конкуренция.
Народ же воспринял новинку на ура - залез в смартфон и заказал такси в булочную «не отходя от кассы»: не через диспетчерскую, а посредством мобильного приложения. Через несколько минут машина уже у подъезда. Удобно и, что самое главное, дешево. Если раньше при звонке в обычную компанию можно было добраться до Домодедово за 1400 рублей, то на «мобильно-сервисном» такси просят почти вдвое меньшую сумму.
Спрос породил предложение. Только за август, по данным Департамента транспорта Москвы, было выдано около 35 тысяч лицензий для частников, решивших работать «онлайн».
Как бы «традиционные» компании, жалуясь на ценовой демпинг, ни призывали государство прикрыть эти мобильные сервисы, какие бы грозные письма «наверх» ни писали, мобильные приложения пробьют себе дорогу. Новая услуга не заменяет прежнюю, а дает дополнительные возможности для клиента - чем это плохо?
Конечно, тот факт, что в этом бизнесе могут участвовать непрофессиональные и непроверенные водители, настораживает, но эту проблему можно всегда отрегулировать. Есть предложения поставить таксистов, работающих по вызовам с таких приложений, в рамки закона. Чтобы они имели лицензии, платили налоги и не пополняли «бомбильную» армию.
Может, имеет смысл перенять опыт белорусов? В республике пользуются приложением Taxify. Вот только работают на него проверенные зарегистрированные перевозчики, а не водители с улицы, как это происходит при работе с тем же Uber.
Да и сами мобильные сервисы должны иметь правовой статус. Хотя бы для того, чтобы решать проблему несвоевременного выполнения онлайн-заказов, на что часто жалуются люди.
Раньше ФАС, проверяя жалобы таксопарков на нечестную конкуренцию, пришла к выводу, что нарушений нет. Сейчас антимонопольное ведомство вновь обещает детальные проверки. Результат, убежден, будет аналогичным предыдущему. Никто новые формы бизнеса, завязанные на IT-технологиях, закрывать не будет. Совершенствовать, приводить в соответствие с российскими законами - да. Но не запрещать.
Придется легальным перевозчикам искать пути сотрудничества с действующими мобильными сервисами, открывать собственные, более заманчивые по цене и качеству обслуживания приложения - словом, предложить нечто лучшее, чтобы удержаться в новой конкурентной среде.
Справка «СВ»
Популярные мобильные сервисы в России
Яндекс.Такси
Подключены десятки таксопарков. Для каждого из классов такси указывается максимальный тариф.
Gettaxi
Оплатить поездку можно кредитной картой прямо из приложения. Первые 20 минут поездки - 299 рублей, далее по тарифу - 11 руб./мин.
Wheely
Сервис представительского класса. Тарифы - от 650 рублей за 20 минут, далее - 29 рублей за минуту.
inTaxi
Цена всегда едина и меняется только в зависимости от времени суток.
Uber
Цена складывается из стоимости посадки, а также платы за каждую минуту и за каждый километр. Платить можно только картой.
CityMobil
Диспетчерская служба такси, использующая свое мобильное приложение.
ЕСТ
Отправляет заказ в десятки таксопарков. Вы получаете предложения сразу от нескольких на выбор.
A-Rix Meter
Персональный таксометр помогает оценить правильность тарификации вашей поездки.
Фото: Антон Новодережкин/ ТААС