Ян Черский, чьих будете?
Кем же все-таки был известный ученый - белорусом или поляком? Ответ нашли его сибирские земляки
Конец спору решили положить в Иркутском товариществе белорусской культуры его имени. Провели исследование и доказали: Черский - белорус. И точка.
О ЧЕМ СПОРЯТ БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ
Казалось бы, вопрос о национальности Черского давно изучен. В большинстве книг утверждается: Ян - «польский повстанец» и «ссыльный поляк». Вот только в подробности, где он родился, в какой семье рос, на каком языке говорил, авторы не вдаются. Иркутяне обратили внимание именно на это.
- Злую шутку с Яном сыграла его благородная натура, - рассказал основатель организации Олег Рудаков. - Стремление к свободе и всеобщему счастью подтолкнуло Черского к участию в польском восстании 1863 года. И что в итоге? Власти отправили его в далекую ссылку - пешком по Сибирскому тракту! Лишили дворянства вместе с родовым имением. А потом историки «отобрали» и национальность.
ПОЛЯК?
В польском восстании одних только мятежников погибло не меньше тридцати тысяч. Боролись против русских, которые за несколько десятилетий до этого присоединили якобы исконные польские территории.
Участвовал в восстании - значит поляк! Это главный аргумент сторонников этой версии.
Большинство сосланных в Сибирь бунтовщиков были католиками. Всех и приравняли: раз Черский католик - это второе подтверждение, что он польской крови.
Как Ян примкнул к восстанию? Ему было 18 лет, учился на последнем курсе Виленского шляхетского (то есть дворянского. - Ред.) института - настоящий «социальный трамплин», который мог забросить Черского к самым вершинам карьерной лестницы.
- Среди учащихся-аристократов было модно состоять в тайных национал-патриотических обществах, - говорит Олег Рудаков. - Точно неизвестно, состоял ли в них наш герой. В Беларуси призыв поддержали многие. Первые волнения начались среди учащихся и бедноты. Вот и Ян не остался в стороне.
БЕЛОРУС?
В восстании участвовали не только жители территории Царства Польского. Мятежом были охвачены белорусские, литовские и украинские земли. Юный Черский примкнул к повстанцам, которые сражались на территории Беларуси под руководством Кастуся Калиновского.
- Я изучил списки ссыльных. С территории Польши было сослано около 30 процентов повстанцев, еще порядка 5-7 процентов - с Украины, остальные - 60 процентов - из Беларуси и Литвы, - аргументирует Рудаков. - Что касается вероисповедания. На территории Витебской губернии, откуда вел свое происхождение Черский, в 70-е годы XIX века на одного католика-поляка приходилось три католика-белоруса. Есть и другие аргументы. Родословная Черского, которая хорошо изучена вплоть до его прадеда Христофора, жившего в конце XVIII века. Известно, что все предки обитали на территории Беларуси. При этом нет никакой информации о том, что кто-то из них переселялся туда из Польши.
Сам Ян родился в имении Сволно. Учился сначала в Виленской гимназии, а затем поступил в Виленский институт. После разгрома повстанцев, так и не побывав ни разу в жизни на польской земле, был сослан в Сибирь. В 1885 году, когда ему было позволено вернуться на родину, он поехал не в Польшу, а в Петербург, где находилась Академия наук. Периодически ездил в гости к родственникам в Витебскую губернию. Там же, купив клочок земли, поселилась и супруга великого ученого после его смерти.
Статутом Великого княжества Литовского, в состав которого входила и территория современной Беларуси, чужеземцам (в том числе этническим полякам, польским магнатам) запрещалось покупать землю в собственность. А также занимать государственные должности.
Черские же издавна являлись владельцами имения Сволно, которое передавалось по наследству. Кроме того, несколько представителей рода занимали важные управленческие посты: дед Иван служил заседателем в Дрисенском земском суде, отец Доминик - депутатом Витебского дворянского собрания. Являлись полноправными гражданами Великого княжества Литовского, а не ограниченными в правах поляками. Поляки никогда не называли детей Иванами, а белорусы - да. То, что Ян Доминикович Черский в Иркутске стал подписывать свои работы, как Иван Дементьевич, - также косвенное указание его белорусского происхождения.
На каком языке человек говорит и думает, к такой национальности он и принадлежит. Нет ни одного внятного свидетельства о том, что Черский владел польской речью.
- Зато есть сведения о том, что в ссылке Черский переписывался со своей семьей на белорусском языке. В архивных фондах в Витебске хранится его письмо, отправленное из Иркутска. Он жалуется: «Я тут ужо абрусеў и стаў забывацца роднай беларускай мовы». Ну какие еще нужны доказательства?!
СПРАВКА «СВ»
Ян Черский родился 15 мая 1845 года в Витебской губернии в семье зажиточного помещика. Во время учебы в Шляхетском институте примкнул к повстанцам, за что был сослан солдатом в Омск. Там подрабатывал учителем и начал заниматься геологическими исследованиями. Затем отправился в Иркутск, став сотрудником Русского географического общества. Совершил много экспедиций, написал много трудов. Стал самым известным исследователем Сибири. Умер во время похода на реку Колыму 25 июня 1892 года, там и похоронен.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВЕРСИЯ
Настоящий сибиряк!
Сибиряки тоже не остались равнодушными к данному спору. Многие любовались видами озера Байкал с высоты Камня Черского - это вершина у поселка Листвянка, что в 70 километрах от Иркутска. Бывали на реке Лена, первооткрывателем истока которой является Черский. Ходили или проезжали по улице Черского.
Все многочисленные открытия были сделаны ученым на территории Сибири и ей же были посвящены. Этот геолог, палеонтолог и географ изучал Саяны, Присаянье, Приангарье, геологическое строение Байкала, исследовал бассейны рек Селенга и Нижняя Тунгуска. Именно он первым составил геологическую карту Байкала и предложил одну из первых палеонтологических схем для Сибири. И подразделение на Западную и Восточную предложил тоже Ян. Он же изучил и описал не меньше десятка ископаемых животных и птиц.
За все эти и другие открытия обрусевший Черский был удостоен Большой и Малой золотых, а также Серебряной медалей Императорского Русского географического общества.
Знаменитый на весь мир ученый вписал свое имя золотыми буквами именно в сибирской истории. Да и умер он во время очередной экспедиции в северо-восточную ее часть. Значит, навеки останется сибиряком.