В университет - в 12 лет!
Белорусский вундеркинд Тимур Сушко мечтает выиграть Олимпиаду в Токио и создать эликсир молодости
ГЕРОЙ ГАЙДАРА
Необычные способности мальчик проявил с пеленок. В девять месяцев заговорил, в год и три месяца знал алфавит, а в два - бегло читал. В 3,5 года начал заниматься плаванием. Вот только папа своего сына вундеркиндом... не считает.
- Обычный ребенок, - уверен Василий Сушко. - Его успехи - лишь результат упорной работы. Тимур очень трудолюбивый. Мы никогда не заставляли его учиться. Просто с самого детства в игровой форме делились своими знаниями, а он все впитывал. И на самые сложные вопросы с подвохом всегда находил правильный ответ.
Назвали мальчика в честь героя гайдаровской книги «Тимур и его команда»:
- Нисколько не сомневались с выбором имени. Тимур - «железный» на тюркском, в нашем означает «справедливый и честный».
Сам Тимур свои успехи связывает с тем, что рано начал увлекаться плаванием. Мол, вода и тренирует, и успокаивает:
- Я с детства каждый день ходил за родителями и просил: «Наберите мне ванну». Пропадал там часами: нырял и плавал.
- И чем тебе помогли эти заплывы?
- (Смеется.) Спорт научил профессионально подходить ко всем своим делам, доводить задуманное до конца. Я стал собранным и целеустремленным. Успеваю и учиться, и на тренировки ходить, и на соревнования ездить.
- А с друзьями общаться?
- Я не сижу дома один, у меня много друзей. Еще люблю кататься на велосипеде и играть в футбол. У бабушки в деревне траву запросто кошу. Нахожу время даже поиграть в Dota и Counter-Strike. Но тут приходится себя ограничивать: максимум - час в день. Лучше в бассейне подольше поплавать.
ПЯТИЛЕТНИЙ ВТОРОКЛАШКА
О школе подросток уже говорит в прошедшем времени:
- Все предметы давались одинаково легко. Даже не знаю, кто я - гуманитарий или технарь. Учительница по русскому говорит, что у меня врожденная грамотность. Читаю много, правда, не хватает времени на художественную литературу. Люблю стихи Пушкина и Есенина. Несколько раз перечитывал «Маленького принца». Это наша семейная настольная книга.
В первый класс 22-й минской гимназии Тимур пошел в пять с половиной лет. Уже через две недели директор собрал комиссию, чтобы принять у одаренного ученика экзамены и перевести во второй класс:
- С примерами, на решение которых отводилось полчаса, сын справлялся за три минуты. В итоге первый класс для него быстро закончился, - говорит Василий Сушко. - А потом мы переехали в Жодино. Пятый класс Тимур окончил в обычной средней школе. С шестого класса учился дома самостоятельно, каждый сентябрь сдавал экзамены экстерном. Из седьмого он перепрыгнул в девятый, а после девятого - сразу в одиннадцатый.
ГЕН ГЕНИЯ
Специалисты из Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси освоили технологию составления ДНК-паспортов для спортсменов. Главная цель - найти гены спортивной успешности. У Тимура такой документ тоже есть.
В заключении написано, что в его крови присутствуют редкие варианты генов, важные для достижения высоких спортивных результатов
- В заключении написано, что в его крови присутствуют редкие варианты генов, важные для достижения высоких спортивных результатов. Очень редкий генотип, который обеспечивает запасами молекулярного кислорода, еще один свидетельствует о скоростных силовых особенностях, следующий связан с выносливостью, - рассказал отец. - А спринтер он или стайер - нам так и не сказали. Универсал, одним словом. Когда забирали результаты анализа, профессор Моссэ сказала: «Такого не видела даже у сегодняшних чемпионов. Ваш сын - будущий олимпийский чемпион!»
Тимур даже не сомневается: Олимпийским играм - 2020 в Токио с его участием быть! В его коллекции - более 125 медалей и 30 кубков. Только на престижных Всероссийских соревнованиях Mad Wave Challenge Тимур завоевал семь первых и одно третье место. Установил пять рекордов в соревнованиях. В этом же году стал обладателем Кубка надежд и лучшим пловцом.
Кстати, в брассе на 200-метровке Тимур практически приблизился к званию кандидата в мастера спорта. В своей возрастной категории он на первых строчках в мировом рейтинге.
«ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ДОЛЬШЕ»
Но почему кроме спортивной карьеры Тимур Сушко мечтает о карьере врача? Вот что он сказал по этому поводу «СВ»:
- Не все знают свои возможности. И об этом должна сказать наука. Я хочу, чтобы люди жили дольше, хочу изобрести эликсир молодости и здоровья. Мне кажется, самая сложная отрасль медицины - нейрохирургия. Мало смущает, что я буду самым младшим в группе. Не привыкать. Надо со всеми находить общий язык - и со сверстниками, и со взрослыми.
«Детей индиго» становится больше: комментарии психологов
Ирина Аксюцич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии БГУ:
- Феномен вундеркиндов, одаренных детей, или, как говорят сейчас, «детей индиго» - область исследования семейной и педагогической психологии. Ранних талантов становится все больше. Дети уже будто рождаются с тем опытом, который раньше люди накапливали годами.
Родители и школа не знают, как воспитывать таких детей. В моей практике был случай, когда одаренный ребенок не мог учиться: «уравниловку» воспринимал как подавление индивидуальности. Это приводило к конфликтам, агрессии. Врачи «старой закалки» предлагали лечить его в стационаре. Мама приняла советы психолога и перевела на домашнее обучение. Теперь повзрослевший гений пишет симфоническую музыку и оперы.
Пример Тимура показателен тем, что его восприимчивость к информации удачно «заземляется» занятиями спортом.
Виктория Юркевич, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая лабораторией развития одаренности:
- По сути, это дети, которым судьба щедро отвесила мозгов, но обделила в другом. Многие маленькие гении, щелкающие интегралы, как орешки, не могут поддержать разговор или даже завязать шнурки. Поэтому общество сверстников архиважно.
Известные вундеркинды 90-х годов, сестры Анжела и Диана Князевы, стали счастливым исключением из этого правила. Они закончили Финансовую академию с красными дипломами в 14 и 15 лет, сейчас преподают в американских университетах. Девочкам помогло, что их было двое - это уже маленький коллектив.
- У меня таких детей были десятки! В классе со сверстниками им нечего делать, а с более старшими эмоционально не совпадают. Когда ребенок в 12 лет поступает в университет, у него нет профессиональных приоритетов. Он идет на мехмат, просто потому что ему хорошо дается математика. Но у вундеркиндов общие способности высокие, им все хорошо дается! Может, ему в другой вуз нужно.
Малолетний студент - всегда сенсация, а иммунитета от «звездной болезни» нет. Последствия могут быть серьезными.
- Есть метод «смешанного обучения», когда учитель занимается с одаренным и со средним учеником по разным программам. Но в России нет такой системы. Родителям приходится переводить ребенка на семейное обучение. На особенных детей не выделяются деньги, нет возможностей для работы с ними. Это сильнее всего бьет по будущему вундеркиндов.