- Алексей Леонидович, а чего все так носятся с технопарками? Вот в Советском Союзе их не было, но уровень науки, технологий, например, в той же «оборонке» был ого-го.
- Без развития технопарков развитие страны просто немыслимо. И вы зря думаете, что в СССР ничего подобного не было. Просто тогда их роль играли специальные конструкторские бюро, опытные заводы, объединения крупных предприятий. К сожалению, эта система в ходе перестройки была практически уничтожена. Пришлось обратиться к зарубежному опыту, где они успешно работают с 1940-х годов. Не секрет, что знаменитая Кремниевая долина выросла из технопарка, созданного после войны на землях Стэнфордского университета.
- Академпарк сегодня - это...
- 305 компаний-резидентов с совокупной выручкой за прошлый год более 17 миллиардов рублей. Большая часть компаний так или иначе связаны с Сибирским отделением РАН. Сегодня на нашей площадке работает около 5000 человек. Кроме того, Академпарк - мощный «магнит» для талантливой молодежи. У нас они могут реализоваться не только как ученые, но и как практики, предприниматели. Для молодых это очень важно.
- Что вы предлагаете своим резидентам?
- Академпарк - это прежде всего инфраструктура. Плюс - специализированные лабораторные и производственные помещения, современные офисы, а самое главное - технологические сервисы, которые дают резидентам возможность создания новых продуктов. Это очень важно, чтобы начинающие предприниматели имели возможность без особых проблем собрать пилотный вариант своего продукта. У нас для этого есть и оборудование, и специалисты, это оборудование оживляющий.
- А если компания, как цыпленок, только вылуп- шляется?
- Для начинающих есть система «бизнес-инкубаторов». Молодые предприниматели могут получить не только офисы, но и просто специализированные рабочие места, оборудование для создания прототипа прибора, продукта или технологии. Вот когда такой «птенец» немножко оперится, он может подумать о переходе в «офисную» стадию. Работает мощная экспертная поддержка отраслевыми специалистами - руководителями и ведущими сотрудниками «взрослых» компаний-резидентов.
- О ваших инновационных школах наслышаны не только в России...
- Они проводятся два раза в год (Летняя и Зимняя) и позволяют начинающим предпринимателям, молодым ученым в течение месяца проработать научно-техническую и коммерческую часть своего проекта. В случае успешной защиты - зарегистрировать компанию или стать резидентом бизнес-инкубатора. С 2010 года у нас прошло десять таких школ, в результате увидело свет более 90 высокотехнологичных компаний. Все они успешно работают в Академпарке.
- Какими разработками можете похвастать?
- Сложно кого-нибудь выделить, не обидев остальных. У нас созданы сенсоры на основе волоконных лазеров, новое поколение аналитического и технологического оборудования для биологии, например хроматографы и синтезаторы ДНК и РНК, различные тест-системы для медицины, оборудование для автоматизации производственных процессов и энергетики, оборудование для нефтяной отрасли, широкий спектр программного обеспечения, в том числе для телекоммуникаций и космической сферы. Несмотря на то что 5 лет работы (технопарк фактически начал свою деятельность в 2010 году) - совсем небольшой срок, вложенные в него государством 6 миллиардов рублей уже окупились за счет прироста налогов, которые принесли в казну наши резиденты.
ВОПРОС РЕБРОМ
Часть технопарков - банальные бизнес-центры?
В России первый технопарк появился в 1990 году в Сибири - на базе Томского института систем управления и радиоэлектроники. Через год в Зеленограде, потом в МГУ, МИФИ... Сколько их сейчас в России? Объектов, так или иначе причисляющих себя к технопаркам, более 800. Однако три четверти из них - обычные бизнес-центры. Реально действующих технопарков, по словам экспертов, не более двух десятков. Решение о разработке программы поддержки технопарков Президент России Владимир Путин принял после посещения в 2004 году индийской IT-столицы - Бангалор.
Уже в марте 2006-го госпрограмма «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» была утверждена и парламентом, и президентом. К началу 2012 года в инфраструктуру российских технопарков инвестировали 7,2 млрд. федеральных, 8,5 млрд. региональных и 4 млрд. частных рублей. По программе, до 2010 года планировалось вложить 77 млрд., из которых на федеральный бюджет приходилось 10 млрд. Однако в реальности государство к 2009 году выделило лишь 4,7 млрд., после чего финансирование приостановилось. Дело было не столько в наступившем кризисе, сколько в результатах аудита.
Выяснилось, что за 3 года большая часть «парков» так и не разработали четкий бизнес-план, не подумали о выходе на самоокупаемость, запустили к себе кого ни попадя, а некоторые так и остались на бумаге. Но это не значит, что программа провалена. Тут, как в случае с венчурами, когда девять из десяти проектов отмирают, зато один выживший оправдывает все вложенные инвестиции. Те немногие технопарки, которые заработали в реальности, а не в буквах отчетов, создали к 2011 году более 9000 рабочих мест, а годовая выручка их резидентов дошла до 17 млрд. рублей. Только налогами они уже к 2012 году «отбили» около 6 млрд. госвложений.
По последним данным Минкомсвязи, в России сегодня развивается 12 технопарков в сфере высоких технологий.
Взгляд ученых
Александр АСЕЕВ, председатель Сибирского отделения РАН, академик и вице-президент РАН, действительный член Национальной академии наук Беларуси:
- Выбор местоположения технопарка в Новосибирском академгородке очевиден - наш научный центр обладает огромным потенциалом научных разработок. К 2005 году в ответ на резкое снижение финансирования науки в 1990-е годы здесь было образовано громадное количество малых инновационных предприятий и фирм в основном информационного и приборостроительного профилей. Выходцы из институтов Сибирского отделения РАН и составили основной костяк резидентов Академпарка. Появление технопарка дало молодым сотрудникам институтов СО РАН, выпускникам Новосибирского университета, расположенного здесь же, на территории Академгородка, свободу выбора - или они продолжают успешную карьеру в науке, работая в институтах СО РАН или в научных подразделениях НГУ, либо пробуют себя в качестве основателей малых инновационных предприятий и фирм.
И эта ставка на энергию и предприимчивость молодых в организации наукоемкого бизнеса на базе потенциала академических институтов и с использованием инфраструктурных возможностей Академпарка полностью оправдалась. Сотрудничество с минском: от нанотехнологий до мужского здоровья Сибирское отделение РАН - один из основных научных партнеров Национальной академии наук Беларуси.
В начале 2015 года они объявили о проведении конкурса совместных проектов фундаментальных исследований на 2015-2017 годы. На него было подано 57 заявок, из которых в начале июля было одобрено 40. Среди них - работы в области химии, космической физики, физики полупроводников, климатологии, цитологии, нанотехнологий, селекции, экономики, энергетики, образования, информатики. Так, специалисты из сибирских Института катализа и Института химии и химических технологий вместе с учеными Института химии новых материалов НАНБ смогли выделить из древесины ценные компоненты, которые повысят эффективность моторного топлива.
Сотрудники Института оптики атмосферы СО РАН и Института физики НАНБ разработали технологии для дистанционного контроля параметров атмосферы на основе наземного и спутникового дистанционного зондирования. А вот исследователи Института цитологии и генетики СО РАН и Института физиологии НАНБ в результате совместных исследований сумели подобраться к разгадке секрета высокого репродуктивного потенциала мужского населения урбанизированных регионов Западной Сибири и Республики Беларусь.