Тон дискуссии на пленарном заседании форума задала министр информации Беларуси Лилия Ананич:
– Порой средствам массовой информации подбрасываются фактически несуществующие проблемы, а затем на их основе нагнетается напряженность в обществе. Увы, информационные провокации стали повседневной рутиной, которые формируют у людей искаженную картину мира. У инициаторов подобных спекуляций цель одна – вбить клин между странами и народами. И современная история, к сожалению, дает нам множество таких примеров. От того, как подается информация, порой зависят судьбы людей.
Поэтому нужны взвешенность и конструктивизм. Медийное пространство не должно становиться ареной для информационной войны. Об ответственности СМИ за то, чтобы слова не превращались в «снаряды», чтобы голос правды не заглушала ложь, говорили практически все гости форума. Тем более что традиционная встреча журналистов мира проходила в Минске под красноречивым девизом «Партнерство во имя будущего: наследие Великой Победы».
Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, выступая с трибуны, отметил, что «эта встреча способна стать площадкой, которая поможет в будущем раскрыть новые факты истории Великой Отечественной войны, выработать позицию и подходы к освещению данной темы».
Особенно, по его мнению, в этом преуспели российские и белорусские журналисты, которые уделяют теме общего исторического прошлого самое пристальное внимание. Они успешно сотрудничают, хорошо знают и понимают друг друга. Кстати, самой представительной на медиафоруме была именно российская делегация. Кстати, в этом году традиционная встреча медиасообщества в Минске вышла далеко за рамки Содружества Независимых Государств. В белорусскую столицу приехали журналисты из Евросоюза, представители Совета Европы, ООН, Евразийской экономической комиссии. В центре самых жарких споров оказались вопросы дальнейшего развития СМИ. Говорили, в частности, об Интернете. По некоторым данным, только в Беларуси до 90 процентов молодежи берут информацию из Глобальной сети.
По этому поводу звучали разные мнения. Например, первый заместитель Генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман заявил, что не относит Интернет к СМИ:
– Это, скорее, место, где хранится информация, которую потом еще нужно фильтровать, поскольку многие факты недостоверны. Но феномен его стремительного распространения отрицать нельзя. С учетом этого СМИ должны обозначить, как дальше выстраивать работу. Многие медиаперсоны сошлись на том, что конкурировать с Интернетом можно, только предложив достойную альтернативу. Необходимо уделять больше внимания аналитическому подходу, и тогда традиционные печатные и аудивизуальные СМИ будут в выигрыше.
Звучали в ходе профессионального диалога предложения о более эффективном сотрудничестве журналистов. Одно из них – возможность заключения соглашений, позволяющих новостным государственным агентствам стран СНГ бесплатно обмениваться фотоматериалами, организовывать командировки и стажировки по линии фотослужб. Участники заседания Информсовета Содружества, которое проходило в рамках форума, обещали подумать, как в дальнейшем эту идею можно реализовать.
Участники посетили Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, историко-культурный комплекс «Линия Сталина», мемориальные комплексы «Хатынь» и «Брестская крепость-герой». Провели мастер-классы в Институте журналистики Белгосуниверситета. Итоги встречи профессиональное сообщество подвело подписанием резолюции. Сошлись на том, что главная задача профессиональных журналистов – не допустить скатывания в бездну информационных войн. А достичь этого можно только путем соблюдения норм журналистской этики и корпоративной солидарности. Особое значение приобретает и память о Великой Победе. Ведь именно тогда, 70 лет назад, страны с разными идеологиями и политическими системами объединились, чтобы противостоять общей угрозе человечеству – фашизму.
Сохранить память об этой борьбе – наш общий долг. Дословно Валерий РУЗИН, президент Евразийской академии телевидения и радио:
– Необходимо вместе развивать информационное пространство. Средствам массовой информации с каждым годом становится все сложнее сохранять объективность. К сожалению, это проблема затрагивает многих журналистов. В СМИ не хватает настоящего авторитетного слова. В наполненном «фейками» медийном пространстве возрастают роль и значимость (особо подчеркиваю это слово) профессионального журналиста.