На совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку он обратил внимание на то, что по отношению к языку можно судить об уровне культуры не только отдельного человека, но и целого региона.
«Когда приезжаешь в какой-то город, сразу виден уровень культуры местного чиновничества, если на каждом углу у нас все названия различных учреждений, рекламы исключительно латинскими буквами. Мы в какой стране живем? Все хорошо в меру», – заметил президент. В то же время он раскритиковал предложение по замене всех заимствованных слов исконно русскими аналогами. Что же заставило руководителя страны отвлечься от других, более важных проблем и броситься на помощь филологам? Наверное, человеку, не связанному с темой образования, не так заметно катастрофическое падение грамотности в современном обществе.
А вот нам, преподавателям, не первый год приходится переживать состояние шока от ответов на экзаменах в вузах. Каких только курьезных открытий ни узнаешь от современных студентов. Вплоть до того, что Великая Октябрьская революция совершена в 1993 году, а писатель Олеша и артист Олешко – это одно и то же лицо. В 2014 году российские школьники плохо сдали единый госэкзамен по русскому языку. Министерству образования даже пришлось снизить минимальный порог удовлетворительной оценки на 12 баллов, так как в противном случае треть российских выпускников осталась бы без диплома о среднем образовании.
Естественно, такое падение уровня культуры в стране не могло не привлечь внимание президента, и он призвал общество совместно искать выходы из сложившейся ситуации. В чем же дело? И в чем причины? Первое, что напрашивается, – плохо учим. Но что может учитель за 45 минут урока, если дома сплошные гаджеты с играми и сетевой болтовней, а книги, если и есть, пылятся, давным-давно не раскрываемые. При этом культурная среда вокруг детей намного ниже среднего уровня, а Интернет, телевидение и все таблоиды вместе взятые не создают моду на интеллект и образованность, а, напротив, опускают современника до уровня самых низменных потребностей. Есть еще одна проблема, о которой хотелось бы вспомнить в контексте сегодняшнего разговора. В канун 70-летия Победы российские и белорусские политики, ученые и педагоги встретились в Москве на семинаре, посвященном проблемам воспитания и образования, который регулярно проводится под эгидой Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Мысль о том, что только призывами и декларациями невозможно воспитать настоящего патриота и достойного гражданина, стала лейтмотивом многих выступлений. Литература, знание и понимание истории, искусство – все это необходимо современному человеку так же, как и владение современными технологиями, для того чтобы помочь родине подняться на новый уровень развития. Последние годы политики и общественники на всех уровнях поднимают вопрос о патриотическом воспитании молодого поколения.
И меня часто смущали эти разговоры о патриотизме, если они были оторваны от проблемы образования. Может ли невежественный человек считать себя патриотом? Конечно, может. Но, на мой взгляд, такой патриотизм очень опасен. И от него – всего один шаг до национализма или совершенно перевернутого мировоззрения. Отсюда произрастают стремления воздвигнуть памятники Сталину или призывы забыть о миллионах репрессированных. И это происходит сегодня, в XXI веке, когда открыты архивы и нетрудно сложить весьма достоверное представление о личности Иосифа Виссарионовича! Отсюда же требования «общественности» преследовать и наказывать тех, кто «не наш», кто смеет размышлять и ставить вопросы. Вы можете сами провести небольшой эксперимент и поинтересоваться у молодых, как они понимают, например, Гражданскую войну в России в 20-е годы прошлого столетия.
Кто против кого? Или почему тамбовские крестьяне в эти же годы подняли против большевиков восстание, а красные командиры жестоко подавили его? Можно ли объяснить эту сложнейшую страницу нашей истории без чтения, например, трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам», в которой по обе стороны – НАШИ соотечественники, ставшие жертвами политических катаклизмов. Или как можно в полной степени оценить Великую Победу над фашизмом, если не знать, через какие внутренние трудности пришлось пройти нашему народу – и вопреки всему собраться и разбить врага. Если всего этого не знать и не понимать, то тогда действительно мир в сознании будет непримиримо разделен на белых и красных или на наших и не наших. Вот почему возвращение к проблемам образования и всеобщей образованности видится мне чрезвычайно актуальным. Нельзя воспитывать невежественного патриота, это очень опасно.