С 1940 года в застенках концлагеря были замучены, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек из 30 стран мира, 90% – евреи. Среди 2819 освобожденных Красной армией заключенных было 180 детей; 52 из них не было и восьми лет. Многих из них немецкие палачи в белых халатах использовали для медицинских экспериментов.
– В концлагере «Освенцим» и его филиалах на момент освобождения живыми было обнаружено 9 тысяч узников, находившихся в крайней степени истощения. Для оказания помощи этим людям на территорию лагеря немедленно были переправлены санитарные части 108-й, 322-й и 107-й дивизий. Эти же дивизии на первое время организовали питание бывших узников, – рассказывает Сергей Липатов – научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ.
Только в польской земле навечно остались лежать более 600 тысяч наших соотечественников. Ценой своих жизней наши бойцы не только освободили Освенцим, но и принесли мир в Европу. Иван Мартынушкин, ветеран Великой Отечественной войны (в 1945 г. – старший лейтенант, командир роты 60-й армии 1-го Украинского фронта), был одним из тех, кто освобождал Освенцим.
Он рассказывает:
– Изнеможенные, истощенные, а самое главное – исстрадавшиеся люди смотрели на нас. В их глазах мы видели радость. Радость от понимания того, что кончился тот ад, что они теперь избавлены от этих зверств, что они остались живы. Благодарность их передавалась нам через взгляды, большего они не могли. А мы старались по-доброму улыбнуться им в ответ.
Иван Степанович Мартынушкин рассказал, что поляки, которых он встречал на улице во время той освободительной операции, были уверены: советский солдат пришел с добром. К сожалению, на Западе нередко военные события интерпретируют настолько негативно по отношению к Советской армии, что шокированы бывают и наши историки, и наши ветераны. Когда-то ООН призвала государства-члены разработать просветительские программы, чтобы сохранить память о трагедии холокоста. Предполагалось, что о тех, кто заплатил жизнями за разрушение ада, должны помнить и без просветительских программ. Но нет, забыли. Правительство Польши не пригласило российскую делегацию на празднование 70-летия освобождения Освенцима. Ни одна польская организация, ни общественная, ни государственная, не пригласила. Забыли, одним словом.
– Борьба за интерпретации означает борьбу за контроль над сегодняшним состоянием умов. Нам нужно готовиться к тому, что в западных СМИ будут появляться трактовки истории, которые для нас, россиян, будут означать плевок на могилы наших предков. Это неизбежность. Но мы можем противопоставить этому ясное понимание нами, российским обществом смысла тех событий, – считает Юрий Никифоров, заведующий научным сектором Российского военно-исторического общества. Сегодня мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы избежать появления не только новой идеологии, нацеленной на истребление себе подобных, но и новых войн вообще.