Появлению первой советской самоходки предавалось столь большое значение, что на приемные испытания приехало высшее руководство страны. Самоходка – это тяжелая гаубица, смонтированная на шасси танка. Сокрушительные возможности новых машин произвели большое впечатление на командование. И уже в конце января 1943 года первый дивизион самоходок СУ-122, смонтированных на базе танка Т-34, отправился на Ленинградский фронт, где состоялось их боевое крещение.
14 февраля под Мгой немецкое командование впервые бросило в бой свою новинку – тяжелые танки «Тигры». Бронированные «зверюги» весом шестьдесят тонн, чью лобовую броню не пробивала ни одна противотанковая пушка, легко прошли первую линию нашей обороны и уничтожили несколько артиллерийских батарей. Но неожиданно попали под обстрел затаившихся в засаде на опушке леса СУ-122. Первый же залп советских самоходок оказался для «Тигров» фатальным – две машины тут же вспыхнули, еще два «Тигра» с перебитыми гусеницами застыли на месте, превратившись в мишени.
Во время войны оружие совершенствуется быстро. И вскоре уже в бронетанковых частях Красной армии появились еще более грозные артсистемы – тяжелые ИСУ-152 на базе тяжелого танка КВ. Буква «И» означала «истребительные». Для немецких танкистов новая «сушка» оказалась настоящим кошмаром. Встреча с ней означала верную смерть для любого фашистского танка. Дошло до того, что немецкое командование вынуждено было издать специально директиву, запрещавшую своим танкистам вступать в открытый бой с ИСУ-152.
С дистанции в полтора километра 50-килограммовый снаряд самоходки даже не пробивал – проламывал броню «Тигров» и «Пантер», срывая башню с погона. Вот каким запомнился один из таких поединков бывшему командиру ИСУ-152 Николаю Шишкину. «Дело было в Белоруссии в августе 44-го, – вспоминал ветеран. – Танковая бригада, которой мы были приданы, двигалась через лес. Три Т-34 головного дозора, которые первыми вышли из леса на поляну и поднялись на пригорок, тут же были уничтожены «Тигром», открыто стоявшим на другой стороне поляны, упершись кормой в ствол огромного дерева. Обойти поляну невозможно. Командир бригады вызывает меня: «Давай, самоходчик, действуй, уничтожь этого фашиста». Лезть на «Тигра» в лоб глупо – погибнешь впустую. И тогда я решил воспользоваться возможностями пушки своей самоходки, имевшей навесную траекторию полета снаряда. Сел на место наводчика. Опустил ствол орудия до точки, в которой, по моим расчетам, по другую сторону холма должен стоять танк противника. Выстрел. Высовываюсь из люка, гляжу – башня «Тигра» лежит рядом с дымящимся корпусом. Потом еще в бригадной газете написали: «Шишкин стреляет как Швейк из-за угла». По мнению специалистов, именно с появлением ИСУ-152, прозванной в войсках «Зверобоем», господству тяжелых немецких танков окончательно был положен конец. Советские самоходки дошло до Берлина. И стали одним из символов великой Победы.