Что так обеспокоило президента, можно ли усилиями власти сделать людей более грамотными и зависит ли успех страны от того, насколько грамотны ее граждане? Обо всем этом корреспондент «СВ» беседует с доктором филологических наук, профессором, заведующей кафедрой медиаречи РГГУ Евгенией БЕСОВСКОЙ.
– Евгения Наумовна, так ли важно обществу следить за общей грамотностью? Ведь всегда есть элита – интеллигенция «с гуманитарным уклоном», которая является хранительницей языка и культуры. Почему этого оказывается недостаточно и есть ли прямая зависимость между грамотностью и успешностью того или иного общества?
– Сказать, что есть зависимость между грамотностью и успешностью, пожалуй, нельзя. Я однажды разговаривала с мамой одного моего ученика и пыталась объяснить ей, что у него большие проблемы, связанные с грамотностью. А она сидела в это время за рулем «Мерседеса», и мне приходилось говорить с ней, стоя под дождем и наклонившись к окошечку. И было очень хорошо видно, у кого успешность выше (улыбается). Поэтому я бы никогда не сказала, что, начав писать с меньшим количеством ошибок, мы разбогатеем. Так что надо определиться, как мы понимаем успешность. Я думаю, что самосохранение общества требует грамотности, но не приносит быстрой и очевидной прибыли. Грамотность необходима для сохранения культурной традиции, для сохранения культурного единства, чтобы мы продолжали друг друга понимать. В том числе более образованные – менее образованных, и наоборот, молодые – пожилых, а пожилые – совсем юных. Вот для этого грамотность совершенно необходима, если мы хотим сохранить целостность общества, его единство. А наши ученики порой не понимают, как быстро утрата узнаваемого образа слова делает слово просто нечитаемым. Им кажется – одной буквой больше, одной буквой меньше – это ерунда. А достаточно поставить простой эксперимент: написать не одно, а два «н» или изменить первую букву в каком-то слове – и вот уже его практически невозможно узнать. Нарушается коммуникация, люди неправильно понимают друг друга. Так что, конечно, нам грамотность очень нужна, но доказать каждому это абсолютно невозможно.
– А если расширить понятие грамотности от русского языка до литературы? Литературы классической, литературы настоящей, которая влияет на мировоззрение человека? Как можно без чтения, например, Алексея Толстого, Шолохова или Булгакова понять, что такое Гражданская война?
– Когда студент знает, что была Гражданская война, были красные и белые, – это уровень «четверки» в университете! (улыбается). Ведь мы все чаще и чаще встречаем студентов, будто бы только что с Марса прибывших и вовсе не включенных ни в какой исторический процесс. Которые Гражданскую войну не отличают от Второй мировой или Первой мировой, или от Отечественной 1812 года. И вопрос о красных и белых ставит их в тупик, потому что они не знают, при чем тут эти цвета. Конечно, если мы сейчас с вами понимаем грамотность как образованность, то вопрос делается гораздо более драматичным. Понятно, что компьютер пришел нам на помощь в плане орфографии, в какой-то мере помогает и с пунктуацией, немножко даже со стилистикой. Компьютерная проверка и возможность быстро найти ответ на какой-то вопрос помогают быть формально грамотным, не опозориться. Включаешь проверку – и тебе «спОсибо» исправят на «спАсибо». Но образованность прежде всего – не в сумме знаний, а в умении поставить вопрос. Наши ученики сегодня, вооруженные до зубов гаджетами, порой не могут поставить вопрос. Я давно перестала запрещать на контрольных работах пользоваться шпаргалками – пусть используют. Двоечник все равно ничего не находит или находит, что называется, абсолютно не то. Потому что двоечник пытается ответ на лингвистический теоретический вопрос искать в Яндексе и находит в лучшем случае какой-нибудь реферат или презентацию, сделанную учеником 5А. И предлагает это в качестве ответа. Так что я думаю, сегодня очень остро стоит вопрос о такой познавательной грамотности, когнитивной грамотности. Надо, наверное, более интенсивно обучать поиску, подходу. Потому что источники доступны, а результат порой просто чудовищный. Подглядел везде, все шпаргалки принес, всеми воспользовался, потом самому обидно, что получил «двойку». Но вопроса не понял, вопроса не услышал и вопрос своему источнику не задал.
– Неграмотность опасна тем, что приводит и к мировоззренческим заблуждениям. А если неграмотен человек, принимающий государственные решения? Помните, как президент говорил об уровне грамотности и культуры региона и местного чиновничества, который считывается даже с вывесок на городских зданиях и городской рекламы? А незнание и непонимание истории приводит иногда к таким причудливым «шараханьям» из стороны в сторону, когда памятники Ленину, например, в отдельных городах то сносят, то возвращают... А Сталину вдруг заново воздвигают.
– Это уже, наверное, не безграмотность, это беспамятность. Это отсутствие корней, это обрубленные корни. Порой мне кажется, что я слишком часто обращаюсь в лекциях к своему советскому опыту, делаю какие-то лирические отступления на занятиях по стилистике русского языка. Начинаю рассказывать о дефиците, об очередях, о репрессиях. Не могу, рассказывая о великих ученых, обойти вниманием трагические судьбы, связанные с репрессиями. Например, читая курс современного русского языка, я говорю об истории советских словарей, которая буквально кровью залита! И иногда мне кажется, что я студентам кажусь бабушкой у подъезда, которая рассказывает о самой глубокой древности, о временах своей молодости. Но я здесь вижу и наш долг педагогический. Потому что, если мы не прокричим, то никто не прокричит. Ребята порой представляют Советский Союз по красивым сериалам, снятым в «икеевских» интерьерах. Красивая, счастливая, радостная, чистая, почти беззаботная жизнь. Куда ни ткни – то красивая «оттепель», потом еще более красивые 70-е годы – все такое чистенькое, все на хорошей цветной пленке. А ведь хочется, чтобы они посмотрели и хорошие черно-белые советские фильмы, увидели несколько другую реальность, не совсем ужасающую, просто не такую конфетную, не такую карамельную...
– Во всей сложности и со всей правдивостью...
– Конечно. Именно поэтому я призываю постоянно что-то посмотреть, что-то прочесть. Но КПД педагогической работы, как говорилось в фильме «Доживем до понедельника», мог бы быть и повыше. Порой студенты с очень честными лицами записывают, что почитать. Но, я думаю, немногие потом действительно обращаются к этим книгам. И все же... Если хотя бы один обратился, уже «ура!». Он безграмотным уже не будет. Есть книги, прочитав которые, человек необразованным, бескультурным остаться просто не может. Я думаю, если человек хорошо и вдумчиво почитает Стругацких, то это будет уже немножко иной человек. Когда-то мой замечательный учитель, профессор Елизавета Кучборская на факультете журналистики МГУ говорила нам удивительно поставленным голосом: «Человек, читавший «Илиаду», отличается от человека, «Илиаду» не читавшего». Я думаю, что можно много названий подставить даже не из такой глубокой древности, не столь классических, как «Илиада». Но человек, читавший Стругацких, по-моему, смотрит на мир уже по-другому.
– Если продолжить «советскую» тему, то можно вспомнить, например, что именно тогда существовала такая хорошая мода – иметь в каждой семье собрания сочинений русских классиков. Пусть даже приобретенных с огромным трудом за макулатуру или по ограниченной подписке на «Огонек». Неплохо было бы возродить эту моду?
– Интеллигенция всегда ждала, помните у Некрасова в «Кому на Руси жить хорошо?», когда «мужик Белинского и Гоголя с базара понесет»... Вот продолжают мечтать о чем-то похожем. Я думаю, что библиотеки классические, собранные в некоторых советских семьях, служили украшением интерьера, и не всегда это читалось. Не было Донцовой, больше места занимал Толстой. Боюсь, что неизбежен некоторый отток читателей от большой серьезной литературы. Но попробовать «раскрутить» Толстого – дело хорошее. И более того, есть положительные примеры. Скажем, проект «Тотальный диктант» собирает все больше и больше участников каждый год. Начинался он в Сибири с небольшого числа энтузиастов, а сегодня охватывает чуть ли не всю территорию страны. И выясняется, что если сделать интересно, если сделать не банально, не суконно, то молодежь может вполне заинтересоваться написанием диктанта. Если вложить хорошие деньги в достойные экранизации, то визуально ориентированное молодое поколение может приобщаться к классике. И нет в этом совершенно ничего страшного. В конце концов, не каждый рожден прочесть «Войну и мир» – не всем это по силам внутренним. Конечно, есть классический фильм – великолепная экранизация Сергея Бондарчука, но она эстетически трудна для сегодняшнего старшеклассника. И я – за новые экранизации, за какие-то игровые формы, всякого рода просветительские развлекательные программы вроде лотерей, викторин. Это умеет делать наше телевидение, но в это не очень любят вкладываться – в пропаганду культуры. И любая из этих форм прекрасна. Это не значит, что все станут поголовно грамотными, но повысить престиж знания можно.