Однажды четверка немецких истребителей Ме-109 встретила в воздухе возвращавшийся с задания одинокий Ил-2. Крылатые стервятники хищно набросились на него, предвкушая легкую добычу. Вот один истребитель заходит в хвост Ил-2 и открывает огонь из пушек – бесполезно. Советский самолет невозмутимо летит дальше. После того как первый мессер расстрелял весь боезапас, его место занял второй, затем третий, четвертый. А штурмовик все летел и летел, не чувствительный к попаданиям, будто заколдованный.
«Почему он не падает, черт возьми?» - завопил по рации не верящий своим глазам командир немецкого звена. И услышал ответ одного из своих пилотов: «Ежа в задницу не укусишь, господин лейтенант». Главная изюминка Ил-2 – броня.
Бронекоробка защищала всю носовую часть самолета, вместе с кабиной пилота. Причем броня Ила была не просто латами – скелетом. Она работала, несла нагрузку, играла активную роль. Именно к бронекоробке крепилось крыло, двигатель, оборудование. Сама броня была тоже с секретом. Легкая и в то же время сверхпрочная, она надежно защищала не только от пулеметных пуль, но и от снарядов авиационных и зенитных пушек легкого калибра, которые обычно прикрывали поле боя. От удара о бронеповерхность штурмовика закаленный сердечник снаряда просто дробился на части.
Вооружен Ил-2 был до зубов. Бомбы, реактивные снаряды, пушки. Отлично защищенный от огня с земли и от нападения сверху и сзади – атаки истребителей отбивал из тяжелого пулемета УБТ сидевший спиной к пилоту стрелок – штурмовик стал незаменимым самолетом авиационной поддержки войск. Грозою вражеских танков. Специально к Курской битве советские оружейники приготовили для немецких панцерваффе бронебойный сюрприз – ПТАБы, противотанковые кассетные бомбы кумулятивного действия. Зачастую их просто насыпали горстями в бомбоотсеки. Вес каждой такой бомбы - всего полтора килограмма. Маленькая, да удаленькая. Сброшенная с самолета, она пробивала броню толщиной до 60 мм. Для борьбы с немецкими танками этого хватало с избытком. Даже у тяжелых «Тигров» и «Пантер» броня крыши башни не превышала 30 мм, и для многих из них атака Илов, вооруженных ПТАБами, становилась роковой.
Во время операции «Багратион» в Беларуси, где танков у немцев было немного, ПТАБам все равно нашлось применение. С их помощью пилоты штурмовиков в буквальном смысле слова выкашивали отступавшую немецкую пехоту. Один-два прохода эскадрильи Ил-2 – и деморализованные фрицы, кто остался в живых, поднимают руки, сдаются. Всего за время войны советской промышленностью было выпущено более 30 тысяч летающих танков Ил-2. Ни один самолет ни до ни после не выпускался таким огромным тиражом. Это – абсолютный мировой рекорд. Правда, и потери были высокими. Достаточно сказать, что к маю 1945 года в строю советских ВВС оставалось всего три тысячи Илов.