Что означало – механизированная установка. Это была самая первая система залпового огня. Установка состояла из восьми направляющих, на которых сверху и снизу подвешивались шестнадцать реактивных снарядов. Залп производился за 8-10 секунд. Огневая мощь нового оружия произвела большое впечатление на Ворошилова. Он дал «добро» на продолжение работ по реактивной тематике. И в 1941 году появилась БМ-13 – боевая машина с калибром снарядов 13 сантиметров.
Именно этой установке суждено будет войти в историю Великой Отечественной войны под легендарным именем Катюша. Почему Катюша? Однозначного ответа нет до сих пор. Только версии. По одной из них, название произошло от заглавной буквы завода, производившего самые первые установки, – Воронежский завод им. Коминтерна. По другой – от одноименной песни Матвея Блантера и Михаила Исаковского. Убойная мощь «катюш» была чудовищной.
Залп одного дивизиона из двенадцати установок по силе мог сравниться с залпом двенадцати тяжелых гаубичных полков. Осколки сотен мин, разогретых до 800 градусов, уничтожали все вокруг. В результате территория площадью в 100 гектаров превращалась в выжженное поле, где не могло уцелеть ничто живое. Один из ветеранов войны, полковник в отставке, командовавший на фронте дивизионом «катюш» рассказывал о таком боевом эпизоде. Дело было под Корсунь-Шевченковским, где в котел окружения угодила 60-тысячная немецкая группировка. Командовал ею генерал Штеммерман. Ультиматум советского командования он отверг и отдал приказ на прорыв. По заснеженной степи серой шевелящейся тучей на позиции красноармейцев шли тысячи и тысячи немецких солдат. И тогда полковник выкатил свои «катюши» – все двенадцать установок – на прямую наводку и дал залп.
Зрелище было кошмарное. Месиво. Каждый реактивный снаряд, словно в густом лесу, проделывал просеку в плотном строю немецких пехотинцев. Разлетались в разные стороны оторванные головы, руки, ноги.
«Кто не видел как «катюша» бьет прямой наводкой, тот не знает, что это за оружие», – сделал вывод полковник. Сам генерал Штеммерман оказался в эпицентре огневого вихря. Фотография его обезображенного трупа появилась тогда во всех советских центральных газетах. А самый первый залп по фашистам 14 июля 1941 года сделала батарея «катюш» капитана Ивана Флерова по железнодорожной станции Орша, забитой войсками и техникой противника. Начальник генерального штаба вермахта Франц Гальдер в те дни запишет в своем дневнике: «Русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, уничтожил все находившиеся там эшелоны с личным составом и боевой техникой. Плавился металл, горела земля». Земля под ногами фашистов будет гореть все четыре года войны, до победного мая 1945-го.