В ходе Второй мировой войны автоматическое оружие, в котором используется пистолетный патрон, нашло широкое применение.
Первые автоматы, точнее пистолеты-пулеметы, появились еще в 20-х годах и быстро завоевали популярность благодаря эффективности и удобству.
Правда, в СССР их не жаловали, считая «бандитским оружием», недостойным Красной армии. Однако опыт Зимней войны с Финляндией, чьи войска активно использовали автомат Суоми, изменил отношение к пистолетам-пулеметам, и уже в 1940-м на вооружение был принят ППД – автоматический ствол конструкции Дегтярева. Младенец получился не без недостатков, сложным в изготовлении, что тормозило серийный выпуск. Эти минусы устранил ученик Дегтярева – Георгий Шпагин в своем пистолете-пулемете ППШ-41, ставшем одним из символов мощи русского оружия во Второй мировой войне.
ППШ отличали простота и надежность – в боевых условиях качества для оружия первостатейные. Автомат с массивным деревянным прикладом, весивший более пяти килограммов, возможно, был тяжеловат. Немецкий МР-40, наполовину из пластмассовых деталей, был легче. Но в бою он по всем статьям проигрывал ППШ. Убойная дальность «немца» не превышала 150 метров, тогда как у ППШ этот показатель приближался к километру. Нередки были случаи, когда немецкие солдаты бросали МР-40 и воевали трофейными ППШ. Более того, в вермахте официально стоял на вооружении ППШ, переделанный под 9-мм патрон. А в настоящее время несколько трофейных «Шпагиных» используются в Ираке американской пехотой.