Череду мероприятий в России в честь юбилея Великой Победы открыла выставка «Помни. Преступление нацизма. Освободительная миссия Красной армии в Европе».
– Сегодня все цивилизованное человечество должно понять, что только вместе можно противостоять попыткам исказить историю, исказить общую память. Память, которая была передана нашими отцами и дедами. Память, которую мы должны передать нашим детям. Только вместе мы сможем противостоять этим попыткам разобщить народы, – сказал Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, открывая выставку в Москве, в выставочном зале «Новый Манеж».
Экспозиция была призвана напомнить нашим соотечественникам и рассказать молодежи, какую цену за победу заплатила наша страна. А еще наглядно показать, что было бы, если бы неприятель все-таки победил. Оказавшись на выставке, убеждаешься: организаторы смогли добиться поставленной цели. Мультимедийная, интерактивная выставка, представляющая редкие фотографии, документы и кинохронику, не только просвещает, но и оказывает очень сильное эмоциональное воздействие. И кажется, что вряд ли кто-то уйдет отсюда спокойным – разве что тот, у кого нет сердца...
В самом начале экспозиции оказываешься, словно на распутье. Черные шаги ведут налево, красные – направо. Отправимся сначала в тот зал, куда ведут черные. Сотни тысяч немцев приветствуют, словно мессию, нового лидера – сотни тысяч рук воздеты к солнцу. Грохочут литавры в ритме маршей. Вот вздымаются языки костров, в которых горят книги, гремят подошвами тяжелых сапог факельные шествия. В это время остальная Европа еще не чувствует запаха пороха: там танцуют фокстрот в интерьерах ар-деко, ведут праздные разговоры в уютных парижских кафе, играют в футбол. Но скоро весь мир узнает истинное лицо нацизма. Поворачиваешь за угол этой части зала – и далее начинается ад: Треблинка, Бухенвальд, Ясеновац, Майданек, Дахау, Освенцим… У ворот со страшной надписью «Arbeit macht frei» – «Труд делает свободным» – сложены чемоданы и верхняя одежда. Два узких прохода – и ты оказываешься в темном помещении, со стен которого с застывшим ужасом в глазах взирают узники.
Белыми буквами на черном фоне – воспоминания тех, кто прошел настоящие круги ада, но выжил. Этот зал – имитация газовой камеры. Темно, и не покидает ощущение безысходности. Но вот в конце видится проем в стене – скорее туда. Но дальше уже начинается самое страшное – зал, имитирующий крематорий. Кирпичная кладка, приглушенный и беспокойный красный отсвет ламп, грохот железных заслонок… Пробираешься этими узкими коридорами, внезапно натыкаясь на груду пепла. Хочется как можно скорее покинуть эти стены. Движемся в другой зал, куда ведут уже красные следы. Раздается стук ключа радиста, писк сигналов из блиндажа. Поднимаешь голову и видишь над собой колеса подбитого нацистского танка – огромная махина зависла на крыше блиндажа.
Заходим в другой блиндаж – медсестра мотает бинты, на стенах – карты наступлений. Этот зал символизируют дорогу к победе. Венчает этот путь копия знаменитой статуи в берлинском Трептов-парке – высокий солдат, держащий на руках ребенка. Символ мира, освобожденного советским воином. Символ новой жизни, собирательный образ всех последующих поколений, которых могло просто не быть, если бы в 1945 году над Рейхстагом не взвилось бы Знамя Победы…
Эта выставка – не для того, чтобы лишний раз разбередить душу пенсионерам. Не для того, чтобы еще раз напомнить взрослым – в большинстве своем они знают о том, какой ценой далась победа, от дедов и прадедов. Эта выставка обращена к тем, кто, к сожалению, не застал живых ветеранов, кто книгам предпочитает гаджеты, кто ошибочно полагает, что мир был, есть и будет всегда и что для этого не нужны никакие усилия человека…