САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

1942: бомбим Берлин

Герой Советского Союза, генерал-полковник в отставке, бывший командующий дальней авиацией СССР Василий Решетников на своем летном веку пилотировал самолеты многих типов.

Но самый любимый – бомбардировщик Ил-4. Более трех сотен боевых вылетов совершил он на Иле в годы войны. Бомбил и Берлин. Полк, в котором воевал Решетников, считался элитным, подчинялся напрямую Ставке Верховного главнокомандования. И отбор был жесточайшим – брали только опытных пилотов, успевших дослужиться, как минимум, до командира эскадрильи. Решетников оказался единственным, не имевшим боевого опыта.  

На календаре – декабрь 1941 года. Встретили асы пришедшего к ним новичка не сказать чтобы очень тепло. Они – майоры да капитаны, многие с орденами, а он – никому не известный младший лейтенант. Командир полка берег свою
«старую гвардию», выпускал в основном на ночные бомбежки. Дневные задания по большей части доставались новичкам. День – не ночь. В светлом небе самолет как на ладони: с земли по нему лупят зенитки, в воздухе подстерегают истребители. В общем, шансов вернуться с дневного задания в начале войны было меньше половины. Уже во втором боевом вылете экипаж Решетникова едва не угодил в серьезную переделку. С десяток Илов шли бомбить крупную авиабазу под Смоленском, откуда немецкие «юнкерсы» и «хейнкели» совершали  рейды на Москву.  Взлетели со своего аэродрома в подмосковных Химках, однако к Смоленску прорвался только самолет Решетникова. В одиночку. Остальные экипажи – кто из-за проблем с мотором, кто просто дрогнув – ушли бомбить запасные объекты.

«До цели пять минут», – раздался в наушниках голос штурмана. Аэродром охраняли десятки немецких зениток. В постоянной готовности дежурили  истребители прикрытия. Атака в одиночку такого защищенного объекта выглядела добро-вольным самоубийством. Но экипажу «илюши» пришел на помощь генерал Мороз. Фашистские истребители попросту не успели взлететь на перехват советского бомбардировщика. «Холода в ту зиму стояли лютые, до минус сорока, – вспоминает Василий Решетников.

– Моторы «мессершмитов», не рассчитанные на такую низкую температуру, частенько давали сбои. Мороз был вообще огромной проблемой для немцев, в отличие от нас. У нас под самолетами еще с ночи горели специальные печи, гнали тепло под моторные капоты. В масло, чтобы оно не густело, мы добавляли бензин. Немцы так не делали, боялись – взорвется. А мы – запросто…»  Сброшенные бомбы накрыли стоявшие в ряд вдоль взлет-ной полосы самолеты с креста-ми на крыльях, превратив их в дымящийся хлам.

На обратном пути Решетникову все же попались два «мессершмита» – видимо, шли со свободной охоты. К тому моменту бомбардировщик уже перелетел линию фронта, а немцы даже в численном превосходстве не любили драться над чужой территорией. Даже сближаться не стали. Дали издалека  пулеметную очередь и ушли. Бомбардировщик продолжил путь и благополучно приземлился на своем аэродроме.  Весной 1942 года летчикам полка поставили задачу изучать по картам подходы к Берлину. Бомбардировки столицы Третьего рейха планировались командованием на конец августа. А пока экипажи ходили на цели поближе – в Польшу и Восточную Пруссию. В одном из вылетов самолет Решетникова неожиданно угодил в сильнейшую грозовую облачность. Началась ужасная болтанка. Бомбардировщик с чудовищ-ной силой валило с крыла накрыло. Бросало метров на пять-сот то вверх, то вниз. Развернуться назад?

Нельзя. Самолет настолько глубоко влез в разбушевавшиеся небеса, что попытка лечь на обратный курс могла обойтись еще дороже. Решение – только вперед. Казалось, еще чуть-чуть – и самолет преодолеет стену непогоды и  вырвется на свободный простор. Но тут бомбардировщик в очередной раз сильно тряхнуло. Раздался металлический треск. Моторы захлебнулись. Машина потеряла управление. «Прыгать, всем прыгать!» – приказал Решетников экипажу. И сам, как положено командиру, покинул машину последним. А внизу была земля. Чужая земля. Оккупированная фашистами.  Восемь дней через леса и болота он пробирался в одиночку к линии фронта. В лесной чащобе  набрел на хуторок. Бревенчатый дом, почти черный от времени. Пара сараев. Всех жильцов – седой дед, такой же древний, как и дом. Дед без лишних разговоров пустил его на ночлег. Свои летные унты и меховой комбинезон  Решетников поменял у старика на кое-какую гражданскую одежонку и пару стоптанных башмаков. По проселкам шныряли полицаи и немецкие патрули. В затрапезном наряде был хоть какой-то шанс сойти за местного жителя и избежать опасных расспросов.  

Наконец, в одной из деревень летчику встретилась группа наших армейских разведчиков, вместе с ними он перешел линию фронта. Проверка по возвращении была недолгой. Дело в том, что командующий дальней авиацией Александр Голованов еще осенью 41-го обратился к Сталину со смелой просьбой. Что-бы сбитые или потерпевшие аварию за линией фронта экипажи «дальников» по возвращении направлялись не в СМЕРШ, а сразу к нему, к Голованову в штаб. Он ручается за своих ребят и всю ответственность за их благонадежность берет на себя. Сталин, поколебавшись, согласился с предложением Голованова.

Поэтому вскоре Решетников был вновь в родном полку. И в сентябре 42-го ему удалось осуществить заветную мечту каждого пилота дальней авиации тех дней – бомбить столицу фашистской Германии. Бомбардировщики вылетали
уже в сумерках из-под Торопца, дальше через Литву к береговой черте Балтийского моря. Затем, с небольшим доворотом влево, над Балтийским морем к контрольной точке южнее острова Борнхольм. А там уже мимо Штеттина – на Берлин. По-года не баловала. Поперек Балтийского моря растянулся грозовой фронт. Но постепенно стихия угомонилась и самолеты легли точно на курс.  И вот последняя прямая на Берлин. Город еще далеко, но во мраке ночи возникает сплошная стена мерцающих то-чек огня – бьют зенитки. Лучи сотен прожекторов обшаривают небо. Издалека кажется, что  шевелится огромная щетина. А снаряды уже рвутся на высоте полета бомбардировщиков. Чтобы не попасть под осколки, Решетников решает снизиться до пяти тысяч метров. Ниже опасно – можно нарваться на аэростаты. Сброс! «Бомбы пошли, командир», – докладывает штурман. Вскоре цепочка разрывов взбухает на земле. «Вдруг – резкая вспышка и яркий всплеск пламени, – вспоминает Решетников. – Во что угодили?

Что там было на земле? Об этом мы так и не узнали. Уже на выходе из зенитного огня, нам в хвост вцепились два ночных «мессершмита». Я тут же сбросил газ. «Мессеры» проскочили мимо и исчезли в темноте. Больше мы их не видали…» В тот раз дорога домой для экипажа Решетникова выдалась спокойной. Приземлившись, узнали, что из вылета возвратился весь полк, кроме машины майора Ломова. Он передал по рации о выполнении задания, потом – об отказе мотора. И умолк. О том, что случилось с экипажем дальше, Василий Решетников узнал только после войны. А случилось вот что. Не дотянув до Берлина, Ломов решил ударить по Штеттину. После сброса бомб его самолет
угодил под шквальный огонь зениток. Правый мотор был пробит и заглох. На одном левом движке они с грехом пополам дотянули до Литвы и плюхнулись на поверхность не-большого озера. С высоты да еще на скорости удариться о
воду – все равно что приложиться о бетон. Радист и штурман погибли. Стрелок Михаил Белоусов сломал руку, но вы-жил. Сам майор Ломов разбил в кровь лицо, ударившись о приборную доску. Вместе со стрелком они кое-как добрались до берега, где напоролись на вооруженных полицаев, которые прикладами погнали раненых летчиков в немецкую комендатуру. Дальше – плен, тяжелый, долгий, до самого конца войны. А погибших штурма-на и радиста похоронили на берегу озера литовские крестьянеиз соседней деревни. Такая вот история…

Однажды много лет спустя после войны Василию Решетникову довелось разговаривать с одним американским ветераном, летчиком бомбардировоч-ной авиации. На своем В-17 он тоже летал на Германию. Союзные ВВС утюжили Третий рейх основательно, с американским размахом. Нередко в рейдах участвовали сотни бомбардировщиков сразу. Но и потери американцы несли порой просто гигантские, счет сбитых бомбардировщиков шел на многие десятки – и это за один только вылет. Но воевать американским пилотам было полегче, чем нашим. У них существовала норма: двадцать пять вылетов – и домой. Война для тебя на этом закончилась. Американский ветеран, выполнивший свою боевую норму, спросил у Решетникова: «А вы сколько вылетов сделал на войне?» «Триста семь», – ответил Василий Васильевич. У собеседника глаза на лоб полезли, прозвучавшая цифра совершенно не укладывалась у него в голове:
«Колоссально! Ведь это же, на-верное, мировой рекорд?» «Да какой еще рекорд, – улыбнулся Решетников. – Были ребята, на-летавшие больше меня. Да разве в этом дело. Мы просто дела-ли свою работу. Били врага.
Приближали Победу. Вот и все...»

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также