САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Михаил ЧЕРЕМУШКИН

Бесшумный и беспощадный

Коронный номер летчиков-ночников на По-2 выглядел так

Забравшись на высоту, они вырубали двигатель и в полной тишине, словно тени, планировали к цели. Немцы на земле ни сном ни духом. Как вдруг – трах-бах. Взрывы. Пламя. Панические вопли. Крики раненых. В отсветах пожара мечутся фигуры в белых подштанниках. Цель поражена – задание выполнено. И ночники, никем не замеченные, снова врубали моторы и, развернувшись, брали курс на свой аэродром – шли осторожно, прижимаясь к самым верхушкам деревьев. Немцы поначалу были уверены, что их обстреливают по ночам из минометов советские парашютисты. 

Дотошно, целыми армейскими подразделениями прочесывали окрестные леса, но никаких следов минометчиков-диверсантов обнаружить не удавалось. И лишь потом, когда внезапные атаки стали повторяться едва не каждую ночь, немцы наконец узнали, кто на самом деле «кошмарит» их в темное время суток – легкий бомбардировщик По-2, до войны носивший имя У-2. «У» – означает учебный. 

Когда Николай Поликарпов еще в 20-х годах прошлого века создавал свой предельно простой по конструкции биплан для обучения курсантов летных школ, он и представить не мог, что его летающая парта однажды превратится в грозного бойца. Крылатого диверсанта, небесного ниндзя – бесшумного и беспощадного. Самолет По-2, без преувеличения, летающая легенда. Вряд ли найдется машина проще и дешевле. Фюзеляж целиком из фанеры. Обшивка – перкаль. Лонжероны деревянные. Приборы – самые простые. Но вместе с тем – исключительно надежное поведение в воздухе. Пилотировать По-2, по отзывам летчиков, было одно удовольствие. Он благодушно прощал даже самые грубые ошибки и легко выполнял в воздухе все фигуры, кроме штопора. 

Заставить самолет войти в штопор было трудно, а вывести – элементарно просто, достаточно было отпустить ручку управления. Войну По-2 встретил как санитарный и связной самолет. Идея использовать его как легкий ночной бомбардировщик оказалась очень удачной и перевернула всю его небесную карьеру. Тем более что боевая нагрузка у фанерного «стелса» была не такой уж и маленькой – до трехсот килограммов бомб. Проводились эксперименты и с подвеской полутонной бомбы. Но такая ноша даже для безотказного По-2 оказалась запредельной. Обычно использовали бомбы в 100 и 50 килограммов, а также более легкие. 

Подвешивали на самолет реактивные снаряды и емкости с горючей жидкостью. 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков под командованием Евдокии Бершанской был не единственным чисто женским полком в советских ВВС. Девушки воевали также на истребителях и на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Но так сложилось, что именно 46-й гвардейский стал самым знаменитым. Летчицы на По-2 бомбили переправы, укрепленные районы, штабы, скопления войск, аэродромы. И очень эффективно поражали точечные цели. Гитлеровцы часто ничего не слышали вплоть до взрывов бомб. Неслучайно летчицы получили от немцев прозвище – «Ночные ведьмы». Курить или просто громко разговаривать в районе действия ночных По-2 было опасно.

Еще одна уникальная особенность самолета – он мог снижаться со скоростью всего один-два метра в секунду. Для сравнения – скорость приземления парашютиста – около пяти метров в секунду. Сбить же «рус фанер», как называли его фрицы, что ночью, что днем было непросто. Летчики уходили от немецких истребителей на бреющем полете буквально по верхушкам деревьев или маскируясь в складках местности. Скоростные истребители не могли летать медленнее 140 км/ч и, как правило, проскакивали мимо небесного тихохода. Тогда как По-2 мог спокойно держаться в воздухе на скорости даже менее 100 км/ч. К тому же фанерная машина не отражалась на экранах немецких радаров, поэтому засечь его ночью было практически невозможно. После войны По-2 вновь вернулся к сугубо мирным делам. Учил молодых пилотов. Опрыскивал колхозные поля. Возил пассажиров и почту. Выпуск самолета продолжался до конца 50-х годов. До наших дней дожили единичные экземпляры легендарного кукурузника, восстановленные руками энтузиастов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: в Кремле не знают, что стоит за заявлениями Кулебы, надеются получить разъяснения в ближайшее время
  2. Дмитрий Басков: Надеюсь, что с помощью Blockchain Sports Ecosystem и мы очень многих мальчишек приведем в спорт
  3. Подозреваемый в подрыве автомобиля в Москве задержан в турецком Бодруме
  4. На Кубани выявили продавцов фальшивых лекарств, из-за которых погибли дети
  5. Директор ФСБ Бортников: Подорвавший автомобиль на севере Москвы сбежал в Турцию
  6. России грозит дефицит больших арбузов
  7. Картаполов: закон не запрещает использование электронных гаджетов участникам СВО, а регулирует порядок их применения
  8. Владимир Путин: Необходимо полностью интегрировать задачи восстановления и развития регионов Донбасса и Новороссии в систему обновлённых национальных проектов
  9. Лукашенко: Ты господином меня не величай
  10. Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании майнинговой деятельности
  11. В России не осталось семей, которым не хватает денег на еду
  12. Участковым больницам разрешат продавать лекарства в населенных пунктах, где нет аптек
  13. РАН будет проверять школьные учебники на научную обоснованность
  14. МО: Экипажи Су-34 нанесли удар по пункту временной дислокации ВСУ в зоне ответственности группировки войск «Запад»
  15. Госдума РФ приняла закон о единовременной выплате до 10 тысяч рублей из маткапитала

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

Станция ярче Юпитера

Юлия Новицкая

На прошлой неделе над Москвой можно было наблюдать вечерние пролеты МКС - в южной стороне неба с запада на восток.

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также