САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

«Пережив войну, я была уверена: такое на нашей земле больше не повторится»

От Днепра до Дуная сотни раз рискуя жизнью под минометным обстрелом, она спасала жизни бойцов

И вместе с Красной армией прошла путь от Сталинграда до Будапешта. 

Казалось, что война далеко…

Старую украинскую песню о вольной думке и о соколе вытягивает удивительно красивый и сильный женский голос. Стоит закрыть глаза и вслушаться в это пение – и воображение уносит в сказочную, гоголевскую Украину, в вечера на хуторе, в диковинную Диканьку. Относительно недалеко от тех мест в ноябре 1924 года и родилась Тамара Семеновна Брускина (в девичестве – Карасюк) – в соседней с Полтавской Харьковской области, в селе Краснопавловка Лозовского района. Росла под южным солнцем загорелая, веселая, романтичная, немного взбалмошная и счастливая девчонка… 

Как вдруг в июньский день 1941 года пришла неожиданная весть: война… «Не сразу осознали люди, что произошло. Казалось, война далеко, где-то там, на западных рубежах. Мы были уверены, что наши разобьют врага уже совсем скоро. И даже в мыслях не было, что враг посмеет ступить в наш край», – вспоминает Тамара Семеновна. В конце октября 1941 года Харьков оккупировала 6-я армия вермахта под командованием Вальтера фон Рейхенау. Сдался город почти без боя. В январе 1942-го Красная армия предприняла наступление в районе города Изюм Харьковской области – смогли создать плацдарм на Северном Донце, можно было двигаться дальше на Харьков. 

В Лозовой, недалеко от родного села Тамары, у немцев находилась главная база снабжения 17-й армии. Советские войска смогли захватить ее – это был серьезный удар по силам противника. Но наступила весна, а с ней и распутица – наступление пришлось приостановить. На оккупированных землях в каждом колхозе был поставлен староста, подчинявшийся немецкому коменданту. Перемещаться из села в село без ведома коменданта было запрещено. Гитлеровцы не задумываясь, без сожаления расстреливали местных жителей за любое неповиновение… В Краснопавловку они вошли 12 октября 1941 года. Но уже через несколько недель после захвата села в тылу у врага начала действовать партизанская разведгруппа. 

Смириться с тем, что враг хозяйничает на их земле, краснопавловцы не могли. Фашисты схватили и расстреляли партизанскую дружину Пономаренко… Но молодежь продолжала идти в партизаны. 

Побег из логова смерти 

Весной 1942 года Тамара Карасюк примкнула к краснопавловским партизанам. Воевала она в разведке. Сколько раз приносили они ценные сведения о расположении сил врага в Днепропетровске, Полтаве…

«Как-то раз в разведке мы наткнулись на группу румын – они ведь были союзниками гитлеровцев, такими же оккупантами, – говорит Тамара Семеновна. – Это была первая встреча со смертью лицом к лицу. Они распознали в нас партизан, завязалась рукопашная. Глаза того солдата, который пошел на меня, страшно сверкали ненавистью. Конечно, он убил бы меня. Уцелела чудом – мне удалось выхватить нож и заколоть его». Однажды, возвращаясь из разведки, они были захвачены фашистами и отправлены в Павлоградский концлагерь. «Мне и еще двум девочкам удалось убежать. А остальных фашисты замучали… Бежали мы без оглядки, как безумные. По болотам, по лесам, оборванные, грязные, голодные, замерзшие. Стучались в дома, просили укрыть нас. Многие жители боялись и не открывали нам дверь. Но находились и добрые, бесстрашные люди. Я отморозила себе ноги – да так, что уже не чувствовала ничего. И, к счастью, нас пустила в свой дом одна женщина». 

Черные руины Сталинграда 

В начале 1943 года Тамара попала в действующую армию – направили ее санинструктором в 3-ю роту 51-го отдельного гвардии саперного батальона. В Сталинград… Тамара Семеновна с гордостью показывает мне медаль – «За оборону Сталинграда». Вспоминает руины домов, которые напоминали черные скелеты. Снежное безмолвие нарушал грохот орудий и минометов. Мертвые люди на улицах стали уже привычным зрелищем. На хрупких плечиках 19-летняя девчонка и ее подруги-санитарки выносили людей – живых и мертвых, мужчин и женщин, стариков и детей... 

А над головой кружили и грозно клокотали, как черные птицы, вражеские самолеты, под ногами горела земля, сотрясаясь от взрывов. Госпитали были переполнены. В любой час могла прийти «летучка» с фронта – раненых начинали выгружать из вагонов, распределять: кого – в операционную, кого – в отделения. Чтобы раненые не замерзали, их закутывали в специальные меховые конверты с дыркой для лица. А тем временем на фронте произошел великий перелом. В феврале капитулировала попавшая в окружение и оборонявшаяся в руинах города 6-я немецкая армия фельдмаршала Паулюса, еще осенью 1942-го намеревавшаяся взять Сталинград. Война пошла теперь уже по-иному сценарию.

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый

А гвардии рядовой санинструктор Карасюк вернулась на родную Украину, охваченную огнем и горем… Летом и осенью 1943 года, после битвы под Курском, Красная армия начала освобождение восточных областей Украины. Медаль «За боевые заслуги» напоминает Тамаре Семеновне о тех осенних днях 1943-го… 

«А еще я никогда не забуду бои за город Херсон весной 1944-го, – говорит она. – Командование Красной армии приняло решение форсировать Днепр. Немецкая артиллерия и минометы со всех сторон обстреливали маленький плацдарм на реке. Казалось, что мы попали в огненный ураган». Под артиллерийско-миноментным огнем Тамара эвакуировала в тыл 16 человек. Переправившись через реку, наши солдаты начали очищать от неприятелей квартал за кварталом. Вражеские части были выбиты из города. За мужество, проявленное при освобождении Херсона, 15 советских солдат и офицеров получили звание Героя Советского Союза. А санинструктор Карасюк была удостоена медали «За отвагу». 

«Потом под Николаевом, в боях за Солдатские хутора меня ранило, когда я перевязывала одного бойца, – вспоминает Тамара Семеновна. – Внезапный грохот, черный дым, полетели комья земли… Я очнулась в госпитале. Первым делом, открыв глаза, спросила, как тот парень, которого я вытащила из-под обстрела. Сказали, жив. К счастью, и меня врачи выходили. И я снова отправилась на фронт».

Дорога на запад 

После ранения Тамара Карасюк была переведена на должность писаря. Как-то раз на железнодорожной станции под Херсоном обаятельная Тамара разговорилась с группой солдат. Их состав отправлялся на запад. Среди красноармейцев был скромный и симпатичный боец по фамилии Брускин… «Так я познакомилась с будущим мужем. Вместе мы прошли Молдавию, Румынию, Венгрию…» – рассказывает Тамара Семеновна. На черно-белой карточке – группа молодежи у памятника в Будапеште. Посередине – улыбающаяся Тамара в украинской рубашке. 

Май 1945 года.

Столица Венгрии, освобожденная Красной армией, дышит весной и свободой… «В Будапеште мы и получили радостную весть о капитуляции фашистской Германии», – вспоминает Тамара Семеновна. Небо над Будапештом светилось от огней, содрогалось от залпов и радостных криков людей… 

Будапешт – Псков – Донецк

Вскоре она стала уже не Карасюк, а Брускина. Через год в Румынии родился старший сын. А всего у Тамары родилось четверо детей. Семья Брускиных вернулась в СССР и поселилась в Пскове. Здесь Тамара смогла продолжить образование – окончила школу, получила аттестат в 1950 году. Окончила Ленинградский государственный педагогический институт, а затем Псковский пединститут. Получила профессию педагога – преподавала в школах историю, обществознание, немецкий язык. В 1968 году семья Брускиных переехала в Донецк. 

«Все-таки поближе к родным местам», – думала Тамара и в душе радовалась. Тамара Семеновна снова преподавала – в школе №134 и ПТУ № 62. Конечно же, часто рассказывала ученикам о военных годах. Всегда напоминала им о том, какой на самом деле хрупкий этот мир и как важно его беречь… Новая война… В 1982 году Тамара Семеновна вышла на пенсию. Казалось бы, ей, прошедшей самую страшную войну в истории человечества, выжившей под минометным градом, спасшей десятки жизней, жить бы на старости лет в тишине и спокойствии. «Пережив войну, столько раз обманув смерть, я была уверена: такое на нашей земле больше никогда не повторится. Ведь мы победили фашизм, мы дошли до Берлина и уничтожили последние остатки этого зла!» – признается она. 

Но 70 лет спустя Донецк и его пригороды снова содрогнулись от взрывов и грохотов боевых снарядов… Только теперь стреляли не немцы, не какие-то инородные захватчики, пришедшие издалека. Стреляли свои по своим же. Летом 2014-го Донецк впервые подвергся обстрелам авиации и артиллерии украинской армии. Рушились дома, гибли люди… Те, кто выжил, эвакуировались из опасных районов. Дети Тамары Семеновны решили срочно забрать мать в Россию, к себе. «Собрали все необходимое, на руках был билет Донецк – Белгород, – вспоминает Тамара Семеновна. – Но на вокзале нас словно оглушила ужасная новость: взорваны участки Донецкой железной дороги – поезда не ходят!»

9 часов 90-летняя женщина вместе с родственниками провела в ожидании на вокзале… К счастью, все позади… Сейчас за окном Тамары Семеновны тихий дворик Белгорода. Рядом – любимые и близкие. Недавно получила российское гражданство. «Но сердце болит за тех, кто остался в Донецке. Думаю о каждом, как они – успели ли выехать? Людмила Ивашкевич, заведующая хирургическим отделением в 1-й горбольнице, говорила мне: «Умру, но Донецк не брошу». Видела в новостях, во что превратился наш Донецкий аэропорт… В страшном сне такого не могла себе представить!» – переживает Тамара Семеновна. 

9 Мая в доме Тамары Брускиной, по старой традиции, всегда собираются друзья и близкие. Слава Богу, что этот День Победы, 70-й, она встречает в тишине и спокойствии, окруженная любовью и заботой. Гости непременно просят Тамару Семеновну спеть. Она затягивает своим сильным мелодичным голосом, слегка прикрыв глаза, ту самую старинную песню о воле и о соколе в ясных небесах. И чудится ей терпкий запах цветущей вишни в садах Краснопавловки…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Пентагон признал, что запасы вооружений США, включая средства ПВО, сокращаются
  2. Вячеслав Володин поздравил Патриарха Кирилла с днем рождения
  3. Александр Лукашенко Патриарху Кириллу: Ценен вклад, который Вы вносите в укрепление белорусско-российской дружбы
  4. Александр Лукашенко поздравил с юбилеем олимпийскую чемпионку Антонину Кошель
  5. «Группа двадцати» приветствует мирные инициативы, касающиеся конфликта на Украине
  6. Над девятью регионами РФ за ночь уничтожили 44 украинских беспилотника
  7. Лавров назвал обучение ВСУ во Франции прямым участием в боевых действиях
  8. Шесть стран Европы обвинили РФ в якобы атаках на архитектуру безопасности
  9. Сергей Лавров: Россия согласна с пунктом декларации G20 по Украине
  10. Лавров заявил после ударов по Брянской области ATACMS, что Запад хочет эскалации
  11. Белорусские технологии строительства жилья будут использовать в Смоленске
  12. Литва остановила пропуск грузового транспорта на границе с Беларусью
  13. Великобритания выделит 9,5 миллиона долларов на снабжение Украины дронами
  14. Участников СВО освободят от взыскания исполнительского сбора с 1 декабря
  15. Вячеслав Володин: Мы обязаны сделать всё, чтобы память о героях нашей страны жила

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной больших семей»

И это не фантастика, а - достижимая реальность.

МНЕНИЯ

Джоны — рваные препоны

Олег Зинченко

Байден разрешил Зеленскому весь мир утащить в могилу

Будет ли перевес на стороне противника?

Павел Родионов: Вопрос ребром

Для нас дальнобойные западные ракеты - дело привычное. ВСУ их давно использует в Крыму, Луганске, Мариуполе. ATACMS, которые решился отдать Байден, могут бить на триста километров.

Удар, который в Киеве заслужили

Михаил Васильев

Атакам по украинской инфраструктуре можно было положить конец еще в августе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также