На протяжении 90-х и почти всех 2000-х по главной площади страны проходила советская техника – по-прежнему «добрая», но с каждым годом все более старая. В течение почти двух десятков лет в ВС РФ обновлялась лишь техника стратегических ядерных сил, которая на парадах представлена минимально в силу различных причин. Лишь в конце 2000-х проходить по площади и пролетать над ней стала новая техника, только что поступившая на вооружение сухопутных войск и ВВС России. Это были оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер», танки Т-90, БТР-82А, самоходки (САУ) 2С19М и 2С34, разнообразные средства ПВО (С-300ПМ, «Бук-М2», «Тор-М2», «Панцирь-С1»), истребители-бомбардировщики Су-34, вертолеты Ка-52 и Ми-28.
При этом необходимо отметить, что все эти новинки специалистам были уже достаточно хорошо известны и никакой сенсацией не становились. Нынешний парад такую сенсацию приготовил. Со времен Второй мировой танк стал не просто основой боевой мощи сухопутных войск, но в каком-то смысле вообще символом вооруженных сил. Правда, по результатам некоторых локальных войн танк, начиная с 70-х годов, стали регулярно «хоронить» из-за его высокой уязвимости и, соответственно, высоких потерь. Хотя в годы Второй мировой потери всех основных воюющих сторон в танках тоже были колоссальными, но отказываться от танка никому не приходило в голову. И все локальные войны уже нынешнего века (в Ираке, Сирии, Южной Осетии, Украине) неизменно подтверждают, что воевать на суше без танка невозможно, а без войны на суше невозможно достичь полноценной победы в войне вообще. Другое дело, что нынешняя концепция танка подошла к пределу своего развития.
А концепция боевой машины пехоты (БМП) вообще оказалась в глубоком кризисе, потому что ее уязвимость действительно слишком высока. Действовать в одних боевых порядках с танками БМП не могут, хотя боевые уставы предписывают им именно это. Бронетранспортеры (БТР) также требуют усиления защиты, этот класс вооружений активно развивается для участия в конфликтах ограниченного масштаба, миротворческих и полицейских операциях. БТР здесь становится дешевым заменителем БМП, а иногда и танка. В США несколько лет назад собирались создать целое семейство наземных боевых (танк, БМП, САУ, инженерные машины) FCS (future combat system, боевая система будущего). Однако затем программу отменили из-за дороговизны и из-за того, что ВС США, нахлебавшись Ирака и Афганистана, больше вообще не хотят воевать на суше.
Тем более не собираются этого делать еще более чувствительные к потерям европейцы. Азиаты развивают бронетехнику очень активно, но пока в рамках прежних концепций. Россию никто не гарантирует ни от какого варианта войн – ни крупномасштабных, ни ограниченных, ни воздушных, ни морских, ни наземных. В первую очередь – именно наземных, ибо мы сухопутная держава. В связи с этим в конце прошлого десятилетия было принято решение создать три семейства совершенно новых боевых машин – тяжелых гусеничных (шифр проекта «Армата»), средних гусеничных («Курганец»), легких колесных («Бумеранг»). Наибольший интерес вызывает, конечно, «Армата». Это семейство должно включать танк, БМП, САУ, инженерные машины. Танк должен иметь значительно повышенный уровень защиты и ситуационной осведомленности (т.е. информационного обеспечения на поле боя), более мощное вооружение по сравнению со всеми существующими отечественными и зарубежными танками.
БМП на шасси танка с соответствующим уровнем защиты – вообще принципиальный прорыв и единственный шанс на «реанимацию» всей концепции БМП. Унификация в рамках семейства «Армата» САУ и инженерных машин должна способствовать их удешевлению и повышению боевой устойчивости. Никаких зарубежных аналогов «Армата» не имеет, если не считать таковой попытку израильтян создать БМП «Намер» на базе танка «Меркава». Но единым семейством боевых машин это не является. «Курганец» ближе по концепции к традиционной БМП, но защищен и вооружен гораздо лучше. Он должен заменить все БМП ВС РФ. На его базе также предполагается создать семейство разнообразных боевых и инженерных машин. Зарубежных аналогов у «Курганца» нет. «Бумеранг» должен сменить все существующие российские БТР, имея также более высокий уровень защиты и более мощное вооружение, чем они. «Бумеранги» предназначены в первую очередь для использования в конфликтах средней и низкой интенсивности. Единственным зарубежным аналогом является семейство американских боевых машин «Страйкер».
Представители всех трех семейств пройдут по Красной площади 9 Мая, при этом они заранее стали абсолютным «хитом» Интернета, причем не только российского. Что не удивительно – налицо уникальный за весь период после окончания холодной войны прорыв в развитии бронетехники. Россия однозначно возвращает себе мировое первенство в этой области.
Кстати
Накануне Дня Победы Россия поставила новейшую авиационную технику своим ближайшим и важнейшим союзникам. 4 учебно-боевых самолета Як-130 переброшены с авиазавода в Иркутске и вошли в состав 116-й штурмовой авиабазы ВВС Беларуси в Лиде. Предполагается приобрести еще 4 такие машины. А в состав 604-й авиабазы Сил воздушной обороны Казахстана в Талды-Кургане также из Иркутска поступили 4 истребителя-бомбардировщика Су-30СМ, всего их предполагается поставить 32. Эти самолеты аналогичны поступающим сейчас на вооружение ВВС РФ, что способствует укреплению военного сотрудничества между странами.