САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Николай ЧЕРКАШИН

Пушки смотрели на запад

Начальный период Великой Отечественной войны с легкой руки некоторых историков принято считать временем сплошных военных неудач Красной армии, в рядах которой якобы царили хаос и растерянность

Да, было тогда все. Но не только отступали, неся огромные потери, наши бойцы и командиры. Были на Западном фронте и сражения воистину удивительные, невероятные, в которых ярко проявились мужество и стойкость советских воинов. Вот, например, когда состоялось самое первое танковое сражение Великой Отечественной войны? 

Однажды в одном из военных архивов я наткнулся на два фронтовых снимка: на обоих были сняты наши искореженные танки Т-26. Подпись гласила: «Советские танки, подбитые под Брестом в 1941 году. Их пушки по-прежнему смотрят на запад». Долгое время я пытался уточнить место съемки, пока в руки не попалась вышедшая с грифом «Секретно» и мизерным тиражом брошюра генерал-полковника Л.М. Сандалова. Она была посвящена приграничным боям 4-й армии и в силу объективных суждений и честных оценок длительное время предназначалась для строго ограниченного круга читателей – в основном для слушателей военных академий. Леонид Сандалов был начальником штаба 4-й армии Западного фронта, прикрывавшей прямой и кратчайший путь на Москву – по линии Брест – Минск – Смоленск. 22 июня, с первых же часов войны, он отправился на передовую линию, шедшую вдоль границы. Там пересел на танк Т-26 и отправился в городок Видомля на встречу с командиром 30-й танковой дивизии полковником Семеном Богдановым. 47-летний полковник, в прошлом царский офицер, всего лишь полтора года как был выпущен из тюрьмы, куда угодил по доносу. Его обвиняли в «участии в военно-фашистском заговоре». Но кто-то наверху решил его спасти, и дело переиграли, расстрельную статью заменили на менее тяжкую: халатность в организации боевой подготовки соединения. А потом и вовсе подвели под амнистию.

«В 12 часов 30 минут мы прибыли в Пелище, – вспоминал Леонид Сандалов. – И как раз в этот момент прямо на наших глазах развернулись для боя и пошли в атаку главные силы обоих танковых полков 30-й дивизии. Враг не выдержал этой стремительной атаки и опять откатился к Видомлю. Это были части 17-й и 18-й танковых дивизий 47-го моторизованного корпуса немцев». С помощью друзей из Брестского военно-исторического клуба «Рубеж» – Андрея Воробья, Елены Воробей и Александра Жаркова – мне удалось побывать прошлым летом на месте былого сражения. Сегодня там большой перекресток с современной дорожной развязкой. Припарковав машину на обочине, мы разбрелись по окрестностям в поисках следов той танковой битвы. Казалось, все быльем поросло – ведь прошло столько лет. Но вот в руках у Андрея Воробья тяжелая железяка – трак от гусеницы танка Т-26. Немое свидетельство той давней битвы, стальной документ. Держу его в руках и пытаюсь увидеть тот встречный танковый бой глазами полковника Сандалова, его боевая машина стояла как раз неподалеку. 

…Итак, напомним, 22 июня 1941 года, окрестности Бреста, самые первые часы войны. 30-я дивизия выдвигалась из Пружан двумя танковыми полками (в общей сложности 120 машин) и двумя батальонами мотострелкового полка. По счастью, танкисты в роковую ночь – с субботы на воскресенье 22 июня – находились в лесу юго-западнее Пружан, и потому были подняты по тревоге без потерь. Потери начались на марше – по пути к селу Поддубное. Немецкие самолеты атаковали не прикрытые с неба колонны. Оставив на шоссе Пружаны – Высокое около трех десятков подбитых машин, остальные девяносто продолжали свой путь. В одиннадцать часов две колонны под командованием комдива полковника Богданова прошли Поддубное и вышли на перекресток чуть севернее села Пелище. Навстречу им мчались немецкие танки, только что прорвавшие утлую оборону правого фланга советских войск. Это были авангарды 17-й и 18-й дивизий под командованием немецкого генерала Вальтера Геринга. 

И наши, и фашисты выскочили из леса неожиданно друг для друга и сошлись на двухкилометровом дефиле близ села Пелище. Между ними лежал клеверный луг и овсяное поле, перехлестнутые крест-накрест дорогами с севера на юг и с востока на запад – из Каменца в Жабинку и из Пружан в Высокое. На перекрестке стоял большой придорожный крест, срубленный лет сто назад из местной сосны, с потемневшим медным распятием. Христос в терновом венце печально взирал на начинающуюся битву. Встречный бой начали головные машины, обменявшись поспешными неточными выстрелами. И тут же, будто бы по их сигналу, загрохотала пушечная пальба. Со стороны все это походило на схватку доисторических ящеров, каких-нибудь бронтозавров с тираннозаврами. Но это была война машин, уже предсказанная фантастами. Правда, в машинах сидели живые люди, и порой они выскакивали из объятых пламенем стальных коробок – обожженные, окровавленные, ожесточенные. Наступательный порыв танкистов был сильнее, противник уже стал пятиться к спасительному леску, как в небе замелькали «юнкерсы». Они заходили на танки почти в отвесном пике. Удар с неба приостановил натиск 30-й дивизии, темп наступления резко упал. Но непредсказуемая военная фортуна враз переиграла ситуацию. 

Самолеты улетели, а к перекрестку подоспел второй полк богдановской дивизии. Он был полон сил и наступательного задора, и его машины сразу же вступили в бой. Немецкие командиры мгновенно оценили новый расклад и дали в эфир команду на отход. Огрызаясь из повернутых на корму башен, немецкие танки быстро втянулись в лесное шоссе по направлению на запад – на Видомль. На поле боя остались около девяносто пробитых, раскроенных, горящих машин – немецких и советских – да круто покосившийся крест придорожного распятия. Так закончилось первое танковое сражение Великой Отечественной. Жаль, что успех был недолог. Пока шел встречный бой у пересечения дорог, другая немецкая дивизия обходила район с севера, нацеливаясь на Пружаны. Через сутки и там закипела горячая схватка. Из 120 танков полковник Богданов оставил на поле боя ровно половину. Остальные отошли на реку Щара. С пехотой и частями 22-й танковой дивизии выходили из окружения к Слуцку, обороняли город. К исходу 28 июня 1941 года в дивизии Богданова насчитывалось лишь два танка Т-26, три трактора и несколько десятков автомашин. После боев под Брестом Семен Ильич Богданов был брошен на опаснейший участок фронта – командовать Можайским укрепрайоном. Блестяще проявив себя, был назначен заместителем командующего 5-й армии по танковым войскам. А через несколько месяцев возглавил 12-й танковый корпус. 

Военная судьба швыряла генерала Богданова на самые огненные рубежи: Сталинград, Курская дуга – на ней он водил в бой 9-й танковый корпус, операция «Багратион» по освобождению Белоруссии. Во время наступления в Белоруссии Богданов – уже командующий 2-й гвардейской танковой армии. И именно ему довелось отбивать у немцев Брест, именно тогда у перекрестка Пелище генерал-полковник Богданов увидел свои подбитые танки, стоявшие там с того памятного встречного боя 22 июня 41-го, их пушки по-прежнему глядели на запад. Немцы не стали отправлять их на металл, слишком далеко от железной дороги. 

Так замкнулся в его жизни огненный военный круг – от Бреста до Бреста. А дальше был прорыв Померанского вала и Мазерицкого укрепрайона под Одером, где под землей укрывалось самое крупное фортификационное сооружение в Европе – «Лагерь дождевого червя». И, наконец, Берлинская наступательная операция. И снова именно богдановские танки дошли и встали у Бранденбургских ворот, чтобы встретить День Победы. К тому времени на груди прославленного генерала-танкиста сияли две Золотые Звезды. А рядом с ними – четыре ордена Красного Знамени, ордена Суворова обеих степеней, бессчетное количество медалей и даже знак Почетного рыцарь-командора Британской империи. 1 июня 1945 года бывшему подпоручику царской армии, участнику Первой мировой войны Семену Ильичу Богданову было присвоено звание маршала бронетанковых войск. Страшной ценой заплатил маршал за Победу: погиб на фронте его единственный сын Ростислав, погибли три брата и сестра. Сам пролил немало своей крови – был четырежды ранен. 

А что же дуэлянт Богданова по первому встречному бою – генерал Вальтер Неринг? Ему тоже повезло остаться в живых тогда, в 41-м, под Пелищами. В марте 1942 года он был отправлен в Африку, где возглавил немецкий Африканский корпус, затем стал командующим немецкими войсками в Тунисе. Острая обстановка на Восточном фронте потребовала туда лучших генералов, и Вальтер Неринг возглавил под Винницей танковый корпус. Возможно, они снова схлестнулись, давние соперники – Неринг и Богданов – на полях новых сражений. Во всяком случае, в битве за Берлин они наверняка противостояли друг другу. Но исход войны был предрешен: советский генерал-танкист Богданов салютовал Красному знамени над Рейхстагом, а генерал танковых войск Неринг в это время сидел в американском лагере, как когда-то сидел в советском – Семен Богданов. Впрочем, и здесь по капризу судьбы они были почти на равных. Ведь с дважды Героя Богданова при его жизни судимость так и не сняли. Невероятно, но факт: маршал бронетанковых войск Семен Богданов был реабилитирован Пленумом Верховного Суда СССР лишь в 1968 года, спустя семь лет после смерти. В память о маршале Богданове установлен его бронзовый бюст в Санкт-Петербурге, именем его названы улицы в Москве, Севастополе и Пружинах. 

В честь Вальтера Неринга тоже названа улица в немецком городе Штадталлендорф – «Генерал Неринг Штрассе». После того, как он был отпущен из американского плена в 1948 году, былой полководец сумел сделать успешную карьеру и в гражданской жизни. Он намного пережил своего русского соперника и умер в 1983 году в Дюссельдорфе. Было ему 90 лет. Богданов же скончался в 1960 году в возрасте 66 лет. Но ведь не зря говорят: важно, не сколько прожил человек, а как прожил. Семен Ильич Богданов прожил свою жизнь более чем достойно. Будем помнить его!


Справка 
Свыше ста тысяч единиц бронетехники было произведено в СССР за годы Великой Отечественной войны. Для сравнения: промышленность Германии смогла выпустить за тот же срок только 89 тысяч танков. В целом за всю войну противостоящими сторонами было выпущено более 200 тысяч бронемашин различных типов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Бей чужих, чтобы свои боялись

Анатолий Заусайлов

Киев по очереди напал на двух европейских премьеров

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также