Уникальность пушки признавали как наши враги, так и наши союзники, однако к своему фронтовому признанию она шла трудным, извилистым путем. После бесславной для Красной армии финской кампании главное артиллерийское управление РККА поставило перед конструктором Василием Грабиным задачу разработать мощную артсистему, способную бить любые танки противника. Грабин решает делать орудие калибром 57 мм. К середине осени 1940 года изготовили опытный образец.
Характеристики новинки оказались превосходными. ЗИС-2 была гораздо мощнее немецкой 50-мм пушки – на тот момент главного противотанкового орудия вермахта. Однако поначалу у ЗИС-2 была крайне низкая кучность стрельбы. После 30-40 выстрелов начальная скорость снарядов резко падала, и они летели мимо цели, кувыркаясь в воздухе, словно брошенные бутылки. Оказалось, неверно была выбрана так называемая крутизна нарезки ствола. Устранить погрешности в конструкции удалось только к апрелю 1941 года.
После чего компетентная комиссия засвидетельствовала, что «противотанковая пушка ЗИС-2 испытания выдержала и рекомендуется к принятию на вооружение Красной армии». Пушка получилась действительно отменной и легко пробивала броню любых танков того времени. Тем не менее нарком военной промышленности Дмитрий Устинов воспринял новинку в штыки и приказал отложить ее массовое производство, ограничившись опытной партией. Дальше – больше. В декабре 1941-го, когда немцы были в 30 верстах от Кремля, орудие и вовсе сняли с производства. По мнению наркома, ЗИС-2 – пушка избыточно мощная, где взять боеприпасы к ней?
Ведь подобных снарядов в СССР никогда не производили, следовательно, нет ни технологии, ни станков… Но вскоре произошло событие, раз и навсегда определившее судьбу грабинского орудия. Под Ленинградом, у станции Мга, немцы бросили в бой свои новейшие тяжелые танки – «Тигры». Правда, фронтовая премьера во многом еще сырых, необкатанных «зверюг» закончилась полным фиаско. Из трех пошедших в атаку «Тигров» один заглох на поле боя, второй – застрял в болоте, третий – трусливо ретировался. Ночью наши саперы ухитрились подобраться к увязшему в болоте, брошенному экипажем «Тигру», зацепили тросом и с помощью тягача уволокли его в тыл. Трофей доставили в Москву.
Осмотр фашистской бронетанковой новинки привел военных в смятение. Ни одна из пушек, стоявших на вооружении Красной армии, взять броню «Тигра» не могла. Появление «Тигров» на фронте в массовом количестве грозило катастрофой. Тогда и «вспомнили» о пушке Грабина. В срочном порядке наладили не только производство ЗИС-2, но и снарядов к ней. Нашлись сразу и станки, и технология. Официально ЗИС-2 была принята на вооружение 12 мая 1942 года. Причем вопрос о начале массового выпуска ЗИС-2 решался лично Сталиным. Грабина вызвали в Кремль, что называется, на ковер. Отца народов интересовал один вопрос: почему у нас нет пушек, способных гарантированно поражать немецкие танки? Конструктор ответил, что пушка такая есть, но по распоряжению наркома Устинова она снята с производства.
«Хорошо, товарищ Грабин, – сказал Сталин, – покажите нам свою пушку, мы сами решим, что делать с ней. И с Устиновым…» На следующий день Верховный приехал на артиллерийский полигон. На его глазах ЗИС-2 лихо, с первого залпа сокрушила все мишени. Сталину стало любопытно, и после стрельбы он захотел взглянуть на пушку вблизи. Подошел, потрогал рукой еще не остывший ствол, покрутил маховики наводки, после чего сказал: «Я думаю, это лучшая по проектированию артиллерийская система. Надо было раньше выдавать ее». Единственное замечание касалось защитного щитка. Военные попросили Грабина увеличить его высоту, чтобы надежнее прикрыть расчет орудия от пуль и осколков на поле боя. В итоге пушка пошла в серию. Грабину дали орден Ленина. А Устинову объявили выговор… Звездный час грабинской пушки пробил на Курской дуге. Именно ЗИС-2, по всеобщему мнению, стала самым эффективным средством борьбы с бронированными армадами вермахта. По статистике, на одну выбывшую из строя «зисочку» приходилось два-три уничтоженных вражеских танка. Цифры говорят сами за себя. Лобовую броню «Тигра» – толщиной 100 мм – она уверенно пробивала с километра, «Пантеры» – с полутора километров.
Немцы боялись и уважали грабинский шедевр. Вот что напишет в своих мемуарах Клаус Нойбрат, ведущий инженер артиллерийского завода «Крупп»: «Немецкие противотанковые орудия Второй мировой войны превосходили орудия всех других стран. За исключением СССР. Я лично проверял на испытаниях захваченные британские и американские орудия. Впечатление – среднее. Именно поэтому я могу утверждать, что советская ЗИС-2 была лучшей противотанковой пушкой того времени…» Впрочем, и наши союзники также смотрели на ЗИС-2 с завистью. Глава британской военной миссии в СССР генерал Стив Мартел даже обратился к советскому правительству с просьбой предоставить Англии несколько таких пушек для ознакомления. Испытав их у себя на полигоне, британские специалисты пришли в восторг, признав, что Советам удалось создать самую совершенную противотанковую пушку. Англичане заикнулись было о покупке лицензии на ее производство, но Сталин, наверное, предвидя грядущее похолодание в отношениях с союзниками, ответил категорическим «нет». Производство пушек ЗИС-2 продолжалось и после 1945 года. Они стояли на вооружении более чем в 30 странах, а кое-где остаются в строю и поныне.