Владимир, военный пенсионер-афганец, г. Севастополь:
– Из позитивного: повысили пенсии реально, пенсии стали выше, чем были на Украине. Но цены на продукты дороже, чем в Питере и Москве. Килограмм мандарин стоит 120 рублей. Страховая медицина не работает. Пока что полный бардак. До 1 января 2015 года выдавали лекарства бесплатно для участников боевых действий, сейчас их невозможно получить, требуют какие-то несуществующие справки. Из позитивного – завезли много нового медицинского оборудования, например, недавно привезли боксы для новорожденных в реанимационное отделение Центра охраны материнства и детства 5-й городской больницы. Но в больницах очень большие очереди. Зарплаты в отличие от пенсий очень низкие, средняя зарплата по городу 8-9 тысяч рублей при совершенно космических ценах: кефир, молоко – 70 рублей. Но мы терпим, надеемся на лучшее, главное, что у нас мирное небо над головой и не сносят памятники, не заставляют в школах учить украинский язык.
Павел, общественный деятель, г. Севастополь:
– Самое главное для нас, что порыв благодарности не охладел, что нас приняли в РФ, люди приходят на площади с флагами, их никто не заставляет, устраивают праздничные автопробеги, крестные ходы, посвященные годовщине. Все понимают, что мы избежали большой трагедии, и что то, что было в Донбассе, – цветочки по сравнению с тем, что могло быть у нас. В социальном плане – конечно хуже, но все понимали, что Крым как остров и сейчас ему устроен торговый бойкот украинской властью, до референдума Крым питали Запорожская и Херсонская области, теперь же продукты везут только через паром, а там частые шторма, из-за этого продукты сильно подскочили в цене. Все ждут строительства моста, который упростит логистику поставок. Пенсионеры стали более защищенными, на Украине они были самым слабым звеном, самым незащищенным, слава Богу, что теперь они благополучны.
Екатерина, индивидуальный предприниматель, г. Севастополь:
– Мелкий бизнес испытывает много новых сложностей, при переоформлении документации в РФ более строгие требования. ФМС, Министерство экологии, МЧС – все требуют не пойми что, возникает много коллизий, так как крымские нюансы не приспособлены к российскому законодательству. Вся «документальная перестройка» влечет большие финансовые затраты. Если ты не выполняешь – большой штраф, если выполняешь – тоже тратишь огромные деньги. Например, мне для того, чтобы в гостинице использовать люминесцентные лампы, необходимо пройти обучение, которое стоит 5 тысяч рублей. Поведение чиновников тоже часто вызывает замешательство – возникают подозрения, что они сами не знают новых норм и как необходимо поступить в той или иной ситуации. Чиновники, как правило, некомпетентны. Большие проблемы с поставками, с логистикой, необходимо искать новых поставщиков. К врачу попасть невозможно, в больницах огромные очереди – население Крыма увеличилось сейчас в 2 раза, а врачей столько же, сколько и раньше. Но это, что касается материальной и бытовой стороны, а что касается духовной – я ни о чем не жалею, мы живем в великой стране, я всегда мечтала, чтобы Крым был частью России. Мы с оптимизмом смотрим в будущее.
Михаил, кадастровый инженер, геодезист, г. Бахчисарай:
– Морально в разы лучше, материально стало хуже. На данный момент я безработный. Очень много проблем с переоформлением документов: на автомобиль, на недвижимость. Например, если машина ввезена с территории Украины, возникает много трудностей. Нашей вины нет, а мы пострадали. Моя жена 3 месяца с нового года не получает пенсию, ее, скорее, всего забыли перевести из одной базы в другую, мы написали заявление месяц назад, новая пенсия в этом месяце опять не пришла, будем писать жалобу. Большие проблемы со связью с континентом – как с Украиной, так и с Россией. Мы, конечно, все понимаем, мы готовы терпеть, но есть вещи, которые вызывают удивление: например, появление на должностях людей, которые скомпрометировали себя в прошлом, все знают, чем они раньше занимались, получается, что колоду не заменили, а просто перетасовали. В общем, большие проблемы кадрового плана. Я как бывший чиновник свидетельствую, что нынешние чиновники демонстрируют крайний непрофессионализм, но с другой стороны, я знаю, какие низкие зарплаты сейчас у чиновников при той колоссальной ответственности, которая на них лежит, люди не выдерживают и просто уходят, сейчас много вакансий. Но как прожить на зарплату в 6 тысяч с нынешними ценами, а людям приходится оставаться сверхурочно с той нагрузкой, которая сейчас. Вообще мы не очень понимаем, почему у нас такие низкие зарплаты, мы сравниваем оплату труда на одинаковых должностях у нас и в Краснодаре, в Краснодаре в разы выше.