И это лучшее свидетельство того, что его сотрудники со своими задачами справились безукоризненно.
– Эта встреча для нас стала своеобразной проверкой на прочность, – говорит командир подразделения полковник Андрей Чернявский. – О формате мы узнали буквально за двое суток, времени на подготовку было в обрез. Да, у нас есть немалый опыт встреч глав государств – членов СНГ, когда в Минск приезжает сразу десять (и более) высоких делегаций. Но в таких случаях мы знаем программу заранее и можем основательно подготовиться.
Во время встречи в «нормандском формате» многие решения приходилось принимать в прямом смысле на ходу. Все шестнадцать часов, пока шли переговоры, у нас была готовность номер один. Служба эскортирования в Беларуси начиналась двадцать два года назад с полутора десятков сотрудников под командованием полковника милиции Михаила Свистуна и не очень маневренных тяжеловесных мотоциклов «Урал». Один из этих раритетов сегодня можно увидеть в фойе здания, где дислоцируется «Стрела».
Первым высокопоставленным гостем Беларуси, которого встречал белорусский эскорт в далеком 1993 году, был президент Польши Лех Валенса. Он запомнился офицерам подразделения тем, что сам захотел прокатиться на одном из «Уралов» и сфотографировался на память со всей группой. Сегодня круг задач «Стрелы» – это не только сопровождение почетных гостей и высших должностных лиц страны. Сотрудники обеспечивают безопасность на дорогах, работают при проведении различных массовых мероприятий, в том числе таких известных, как «Славянский базар», «Дажынкi», и других. Они имеют право контролировать работу коллег из областных и районных структур ГАИ, поэтому постоянно работают в регионах.
Об этих аспектах их работы пишут нечасто, но цифры говорят лучше любых слов: за 20 лет работы сотрудники «Стрелы» раскрыли более 500 преступлений, задержали около 7 тысяч пьяных водителей и более 14 тысяч тех, кто управлял автомобилем без прав. Буквально на днях патруль «Стрелы» задержал грабителя, который обокрал магазин.
– Наши сотрудники несут службу круглосуточно, – говорит Андрей Чернявский, – они всегда готовы к выполнению сложных задач. Поэтому регулярные тренировки и спорт – это их первые помощники. Офицеры подразделения постоянно участвуют и побеждают не только в республиканских смотрах-конкурсах профессионального мастерства среди инспекторов ДПС ГАИ, но и в ежегодной Спартакиаде МВД Беларуси. Тренируются каждую неделю в тренажерном зале и тире.
По словам офицеров, очень полезны совместные тренировки со службой безопасности президента, с которой «Стрела» тесно взаимодействует во время встреч высоких гостей. В «Стреле» у сотрудников службы эскортирования особая методика подготовки: ко всему прочему они обязаны владеть мотоциклами лучше самого крутого байкера. Эскорт – это не только особая дань уважения гостю, но и визитная карточка страны. Соответственно и требования к сотрудникам службы эскортирования «Стрелы» особые.
Одно из них – пятилетний стаж работы в ГАИ или десятилетний в любом другом подразделении милиции. Также с кандидатами проводится психологическое тестирование. На нем отсевают основную часть претендентов. Выяснилось, что прокатиться на одном колесе мотоцикла намного проще, чем ехать в группе сопровождения, когда расстояние между мотоциклистами всего в ладонь. Здесь требуются особая выдержка, хладнокровие и чувство локтя. Это как высший пилотаж в авиации. А самое сложное в эскорте – синхронные маневры с изменением скорости.
Парадоксально, но труднее всего их делать на низких скоростях. Сегодня коллектив подразделения готовит вторую группу эскортирования. Техника есть, осталось только подготовить новых высококлассных специалистов, которым можно доверить и технику, и безопасность людей. У «Стрелы» самая современная материально-техническая база. Основу ее автопарка составляют специальные автомашины «Форд Мондео» и мотоциклы «Ямаха». Мощные японские мотоциклы для эскорта выбраны неслучайно. Подразделения, подобные группе эскортирования «Стрелы», есть во многих странах. Однако у каждого из них свой стиль.
Опыт показал, что при тех перестроениях и маневрах по ходу движения, которые приняты в «Стреле», «Ямаха» – лучший вариант. Для Беларуси они к тому же сделаны по спецзаказу. Одна из полезных опций – подогрев ручек на руле. Деталь немаловажная, ведь работает служба эскорта с марта по ноябрь, и всякое бывает. Например, прошлогодний ноябрьский визит в Беларусь Генерального секретаря компартии Вьетнама. Внезапно пошел снег, ситуация получилась почти экстремальной, но сотрудники группы эскортирования в очередной раз с блеском продемонстрировали свое мастерство. Герман МОСКАЛЕНКО