«Шумел сурово брянский лес»
Шумит и сегодня, со всех сторон обступая место героической схватки брянских под польщиков и немецких захватчиков. Эту поляну прозвали Партизанской. И сегодня здесь находится уникальный мемориальный комплекс. О том, куда приводят парти занские тропы, – в репортаже нашего корреспондента.
Издалека виднеется тянущаяся стена из красного гранита – наверное, с высоты птичьего полета она похожа на реку крови. Приближаясь к ней, читаешь кажущийся бесконечным список погибших партизан – 8 тысяч человек. Сегодня их имена носят кадетские и казачьи корпуса, школы и интернаты. И в память о каждом горит огонь… У Вечного огня россыпи цветов. «В прошлую субботу, – говорит наш экскурсовод, – приезжали одни за другими молодожены – из Белых Берегов и других поселков да городов нашего района. Не зарастает сюда народная тропа… В памятные дни у нас гостят ветераны. С болью в сердце замечаю, как редеют их ряды, как с каждым годом их приезжает все меньше и меньше… К счастью, приезжает и много молодежи – из военнопатриотических клубов. 22 июня у нас традиционные вахты памяти». Где-то здесь притаились землянки. Можно зайти внутрь и почувствовать свежий запах смолы и еловых иголок. В углу спряталась печурка. Кажется, что только что эту землянку покинул отряд. Вернется ли?.. Спускаемся на берег реки Снежеть. Запах смолы словно преследует… Экскурсовод читает мои мысли: «Смола не раз партизан выручала. Из нее варили скипидар, использовали так называемые минские реторты. А его где только не применяли: как горючее для машин, как антисептик – для обработки ран… Хотите увидеть, как его делали?»
Заходим в маленький деревянный домик. Это копия той самой скипидарной мастерской. Она восстановлена по рассказам ветеранов. Здесь и добывался скипидар в кустарных условиях. Мама зовет сыновей-близнецов в музей, но те ее не слышат: мальчишки не могут оторваться от танков и пушек. Постоянная выставка техники под открытым небом. Знали бы они, сколько интересного для них в этих стенах! Заходишь в музей – и сразу погружаешься в суровую атмосферу фронтовых дней. С фотографий смотрят юные партизаны. Потертые гимнастерки, чемоданчик медсестры, старый патефон, печатный станок… И самое интересное – диорама «Взрыв голубого моста». В ходе «рельсовой войны» с неприятелем, как раз накануне Курской битвы партизаны подорвали важный стратегический объект, лишив на месяц немцев возможности поставлять к линии фронта силы и технику. Выходишь наружу и снова вдыхаешь вездесущий запах сосновой смолы. Шелестят ветвями деревья, и на минуту закрыв глаза, чувствуешь, что в этом месте словно остановилось время. Вдалеке белеет пилон, похожий на полуразвернутое знамя, словно напоминает о том, как 74 года назад именно в этом месте было поднято знамя борьбы с захватчиками.
Это самая высокая точка всего мемориального комплекса. «Брянщина «усеяна» местами партизанской славы. Недалеко отсюда – поселок Сеща, где располагался военный аэродром. Немцы намеревались использовать его в своей наступательной операции. Но подпольщики уничтожили объект», – рассказывает гид. Вспоминается фильм «Вызываем огонь на себя» – это о них, о сещенских подпольщиках… По аллее шагает компания девушек и молодых людей. То ли сосновый запах так дурманит, то ли так действует энергетика этого места, но кажется, что они так похожи на героев того самого фильма, молодых подпольщиков… И на вид им столько же лет. Оказывается, это участники местного поискового отряда. «У каждого из нас прадедушки и прабабушки воевали, сражались в тылу, – говорит руководитель отряда. – Мы приходим сюда почтить их память. Но не мертвым, а живым нужно, чтобы мы сегодня говорили и помнили о подвиге партизан».