САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Татьяна КУТАРЕНКОВА

Послание потомкам

Череду мероприятий в России в честь юбилея Великой Победы открыла выставка «Помни

Преступление нацизма. Освободительная миссия Красной армии в Европе». На открытии уникальной экспозиции побывал наш корреспондент. 

– Сегодня все цивилизованное человечество должно понять, что только вместе можно противостоять попыткам исказить историю, исказить общую память. Память, которая была передана нашими отцами и дедами. Память, которую мы должны передать нашим детям. Только вместе мы сможем противостоять этим попыткам разобщить народы, – сказал председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, открывая выставку в Москве, в выставочном зале «Новый Манеж».

В свою очередь, министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский сообщил журналистам, что экспозиция должна «напомнить нашим соотечественникам и рассказать молодежи, какую цену за победу заплатила наша страна». А еще наглядно показать, что было бы, если бы неприятель все-таки победил. Оказавшись на выставке, убеждаешься: организаторы смогли добиться поставленной цели. Мультимедийная, интерактивная выставка, представляющая редкие фотографии, документы и кинохронику, не только просвещает, но и оказывает очень сильное эмоциональное воздействие. И кажется, что вряд ли кто-то уйдет отсюда спокойным – разве что тот, у кого нет сердца... 

В самом начале экспозиции оказываешься, словно на распутье. Черные шаги ведут налево, красные – направо. Отправимся сначала в тот зал, куда ведут черные. Германия поднимается с колен, униженная версальскими решениями, изнуренная кризисом. Сотни тысяч немцев приветствуют, словно мессию, нового лидера – сотни тысяч рук воздеты к солнцу. Грохочут литавры в ритме маршей. Вот вздымаются языки костров, в которых горят книги, гремят подошвами тяжелых сапог факельные шествия. В это время остальная Европа еще не чувствует запаха пороха: там танцуют фокстрот в интерьерах ар-деко, ведут праздные разговоры в уютных парижских кафе, играют в футбол. Но скоро весь мир узнает истинное лицо нацизма. Поворачиваешь за угол этой части зала – и далее начинается ад: Треблинка, Бухенвальд, Ясеновац, Майданек, Дахау, Освенцим… То, что демонстрируют фотографии и статистические данные, лучше не видеть и не читать впечатлительным людям, пожилым и детям. Даже взрослый и здоровый человек чувствует здесь ужас и негодование. У ворот со страшной надписью «Arbeit macht frei» – «Труд делает свободным» – сложены чемоданы и верхняя одежда. Два узких прохода – и ты оказываешься в темном помещении, со стен которого с застывшим ужасом в глазах взирают узники. 

Одно фото поражает в самое сердце: девушка что-то кричит не то фотографу, не то направившему на нее оружие карателю. Очевидно, это последние слова… Здесь же – белыми буквами на черном фоне – воспоминания тех, кто прошел настоящие круги ада, но выжил. Самуэль Вилленберг вспоминал, как немцы заставили его сортировать одежду убитых узников. И однажды ему попалась одежда его сестер.

«Вспоминаю, как я держал эти вещи и сжимал губы от беспомощности и ненависти», – говорил он. Этот зал – имитация газовой камеры. Темно, и не покидает ощущение безысходности. Но вот в конце видится проем в стене – скорее туда. Но дальше уже начинается самое страшное – зал, имитирующий крематорий. Кирпичная кладка, приглушенный и беспокойный красный отсвет ламп, грохот железных заслонок… Пробираешься этими узкими коридорами, внезапно натыкаясь на груду пепла. Хочется как можно скорее покинуть эти стены. 

Вдруг где-то начинает мерещиться просвет – выход есть! Выходишь наружу, на свет и жадно вдыхаешь воздух, так, словно его долго не хватало. Но на душе по-прежнему тяжело: ты вышел, а у тех, кто оказывался в настоящих крематориях, выхода не было… Пройти в следующий зал можно только через ворота, имитирующие те самые ворота Аушвица. И на секунду представляешь, что чувствовали тысячи узников 27 января 1945 года, когда лагерь был освобожден Красной армией… И вот где-то вдали грохочут орудия, слышится русская речь. 

Движемся в другой зал, куда ведут уже красные следы. Раздается стук ключа радиста, писк сигналов из блиндажа. Поднимаешь голову и видишь над собой колеса подбитого нацистского танка – огромная махина зависла на крыше блиндажа. Заходим в другой блиндаж – медсестра мотает бинты, на стенах – карты наступлений. Здесь же военные реликвии – знаменитый пистолет-пулемет «ППШ» маршала Василевского и шашка маршала Жукова. Этот зал символизируют дорогу к победе. Пробираемся дальше – то здесь, то там мелькают нацарапанные названия освобожденных городов, счастливые лица горожан, бросающих цветы в знак приветствия советским солдатам. И вот венчает этот путь копия знаменитой статуи в берлинском Трептов-парке – высокий солдат, держащий на руках ребенка. Символ мира, освобожденного советским воином. 

Символ новой жизни, собирательный образ всех последующих поколений, которых могло просто не быть, если бы в 1945 году над Рейхстагом не взвилось бы знамя Победы… Слова о памяти, которую мы должны передать детям, о преступлениях, которые нельзя забывать и прощать, звучат в голове рефреном… Но вот уезжают с церемонии высокие гости. Залы наполняются обычными посетителями. Появляется группа молодежи – вероятно, студенты – и… начинает делать селфи (т.е. фотографировать самих себя на телефон) на фоне виселиц, газовых камер и ворот Аушвица. Смеясь, улыбаясь – будто на фоне дворца Золушки в Диснейленде. Еще ужаснее то, что никто из взрослых не делает замечаний. Неужели никто не видит? Направляюсь, едва сдерживая гнев, чтобы провести воспитательную работу, хотя и не жду ничего хорошего в ответ. 

«Любую можно кашу моровую затеять с молодежью горлопанской, которая Вторую мировую уже немного путает с Троянской», – как писал Игорь Губерман. Но внезапно меня опережает молодой человек, такой же студент, как и они. И спокойно (у меня бы так не получилось), доходчиво объясняет: это не подходящее место для фото, а этих людей уже давно нет в живых. И вот в этот момент и падает камень с души: не все еще потеряно… Ведь эта выставка – не для того, чтобы лишний раз разбередить душу пенсионерам. Не для того, чтобы еще раз напомнить взрослым – в большинстве своем они знают о том, какой ценой далась победа, от дедов и прадедов. Эта выставка обращена к тем, кто, к сожалению, не застал живых ветеранов, кто книгам предпочитает гаджеты, кто ошибочно полагает, что мир был, есть и будет всегда и что для этого не нужны никакие усилия человека. Наивные заблуждения.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также