В экспозиции около 70 снимков – искренних, жестоких, вызывающих сострадание и ужас. Игорь Иванов показал войну как она есть. А начинал фотографировать любимый город задолго до войны 2014 года, когда Донецк по праву считался самым красивым индустриальным городом – городом шахтерской славы и миллиона роз, деловым, спортивным, научным и культурным центром. В 2014 году горожане готовились отпраздновать 145-летие Донецка и 200-летие со дня рождения его основателя, Джона Джеймса Юза.
Однако сбыться этим планам помешала война. Сегодня, по словам очевидцев, Донецк похож на Дрезден, разбомбленный в 1945-м ВВС Великобритании и США. Превращен в руины международный аэропорт «Донецк», разрушены окраинные жилые кварталы, регулярно обстреливаемые украинской армией из минометов и тяжелой артиллерии. Ежедневно гибнут мирные жители. Снаряды целенаправленно летят туда, где есть большое скопление людей, – недавно убили тех, кто стоял в очереди за гуманитарной помощью. Нарушено движение железнодорожного транспорта, методично разрушается городская инфраструктура.
Те, кто еще жив, выживают в немыслимых условиях – в неотапливаемых подвалах и домах, большей частью без света, воды и газа, сидя на голодном пайке. Так живут все, кто находится под обстрелом украинской артиллерии. Когда на Донбассе прозвучали первые выстрелы, Игорь взял в руки фотоаппарат, чтобы «показать, сколько горя несет война, сколько людей гибнет и страдает и насколько это плохо». По мнению фотографа, в условиях войны донбассцам помогают выжить взаимовыручка и сплоченность.
«Когда после обстрела горит дом и подача воды прекратилась, пожарные делают все, что могут, но и люди не остаются в стороне, – рассказывает он, – собираются и помогают тушить пожар. Коммунальные, аварийные службы под обстрелами устраняют нарушения, восстанавливают газоснабжение, понимая, что если этого не сделать, отопления в домах не будет и люди замерзнут».
«Скорая помощь» тоже работает в экстремальных условиях. «В городе разрушены больницы, включая детские, родильные дома», – пояснил Игорь. Что касается работы ОБСЕ, то, по его словам, ее представители выезжают только на резонансные случаи, как, например, провокация с автобусом в Волновахе или теракт в Мариуполе, но редко бывают в районах, где обстрелы наиболее интенсивные.
«Я не вижу положительных результатов деятельности этой организации», – сказал фотограф. У него есть друзья в Италии, Франции, которые тоже пытаются показать, что происходит на Донбассе. «Но Европа не хочет видеть преступления украинской власти и замалчивает их», – констатировал Игорь Иванов. Он убежден, что все спорные вопросы между ДНР, ЛНР и киевской властью можно решить без оружия: для этого нужно сесть за стол переговоров, а затем неукоснительно выполнить все договоренности.