САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Справедливость – путь к гармонии

Впервые выступая на III Рождественских Парламентских встречах в Госдуме в рамках XXIII Международных Рождественских чтений, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал ответы на многие злободневные вопросы современности

«СВ» публикует некоторые из них. 

Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть сомнению фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями для человеческого общества, потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека являющееся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками. 

…Сегодня справедливым, а значит и нравственным, стало считаться только то, что с новыми господствующими философскими и политическими установками находится во взаимодействии. И, напротив, всяческому порицанию, вплоть до отказа в праве на существование, подвергается иной взгляд, который демонизируется политически и идеологически ангажированными СМИ. Если в понятие нравственности и справедливости вносится относительность, то само это понятие разрушается. «Хорошо то, что хорошо для великой Германии» – известный тезис. И нравственность исчезла. Когда мы нравственность обуславливаем коллективными, корпоративными, классовыми, идеологическими и прочими факторами, мы отказываемся от нравственного начала. 

…Идея абсолютного ценностного приоритета свободы выбора… и отказа от приоритета нравственной нормы стала для западной цивилизации своего рода бомбой замедленного действия, поражающий эффект которой становится в полной мере очевидным лишь нам, людям XXI века, потому что наши предшественники, находясь под обаянием темы свободы, с легкостью поддерживали различного рода новшества, в том числе и законодательные, не задумываясь о том, что абсолютизация свободы выбора в отрыве от нравственных установок является смертельно опасной для человека и для общества, потому что выбрать-то можно и зло. Мы видим, какой драмой порой оборачивается ложно понятая свобода. 

…Зачастую мировоззренческие взгляды на тему свободы врываются и в сферу права, внося огромное внутреннее напряжение в законодательную систему и пагубно влияя на личную и общественную нравственность. Примеры известны. Это и легализация так называемых однополых союзов, и узаконивание эвтаназии, и введение в общественную жизнь отдельных опасных элементов ювенальной юстиции. Все эти юридически закрепленные новации, противоречащие подчас не только нравственным ценностям, но даже общечеловеческому здравому смыслу и инстинкту самосохранения, получают все большее распространение и признание со стороны некоторых государств. К сожалению, упомянутые поведенческие законодательные идеи сегодня пропагандируются и даже навязываются России. …Не ставя под сомнение значение свободы, мы говорим о других ценностных приоритетах… Мы взяли этапы исторического развития России – Древняя Русь, связанная с Византией; Российская империя; революция; Советский Союз; новая Россия – и задали себе простой вопрос: а можно ли в каждом из этих исторических этапов выявить принципиально важное, что отличало ту эпоху, что сохраняет свою непреходящую ценность для современной жизни? И ответили: да. Древняя Русь, Святая Русь – доминанта святости и высоты человеческого духа. Мы обозначили эту ценность словом «вера». Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана. 

…Слово, которым покрывается эта реальность, – державность. Затем революция. …Возникает вопрос: а что-то хорошее было, или только кровь, только влияние иностранных центров, только навязывание России иного, не свойственного ей в то время образа жизни? …Мы ответили: стремление людей к справедливости. А в советское время? 

…Никогда не надо забывать подвиг нашего народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны – солидарность. И, наконец, новая Россия. …Именно в новой России мы стали делать акцент на правах человека, на правах людей, на человеческом достоинстве, на свободах. И мы обозначили эту эпоху словом «достоинство». И получилось – вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Чуть раньше мы сформулировали еще более широкий перечень ценностей, лежащих в основе национальной идентичности. Кроме перечисленных это мир, единство, нравственность, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В этом перечне присутствует и свобода – не как единственная или главенствующая и подавляющая все другие ценности, но как одна из многих важных базисных ценностей. 

…Те, кто хотел бы предать их забвению или принизить их, должны понимать, что ослабляют сложившийся веками общественный уклад, который создал наше общество и делает его стабильным. Тенденциям хаоса и конфликта …мы противопоставляем великий религиозно-политический синтез, некий социальный идеал, еще в XIV веке провозглашенный святым преподобным Сергием Радонежским: «Воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». …Сегодня, описывая этот идеал на языке социальной философии, мы называем его «солидарным обществом», где ради достижения общего блага тесно сотрудничают между собой различные этнокультурные, социальные, профессиональные, религиозные и возрастные группы. В таком обществе сотрудничают, а не конфликтуют между собой народ и власть, не конфликтуют этносы и религии и даже политические партии... 

…Полагаю, что в обществе, традиционном для России, если хотите – в солидарном обществе, политические партии должны конкурировать не в смысле противопоставления различных ценностей – например, свободы и справедливости, державности и достоинства, – а в смысле их гармонизации, одновременного осуществления, воплощения в конкретных политических действиях и законодательных актах. Вот поле для политического плюрализма, потому что не могут люди одинаково мыслить: и по образованию отличаются, и по культуре, и по традициям, и действительно по политическим предпочтениям. Поэтому сфера политики – это надстроечная сфера. Базисная сфера – это сфера ценностей. И этот ценностный базис ни одна партия в России не должна разрушать, потому что тогда не будет России. То же самое хотелось бы сказать и об отношении разных политических сил к отечественной истории. 

Сохраняя трезвое отношение к истории, не забывая о тяжелых, а порой и позорных ее страницах, необходимо отказаться от «гражданской войны воспоминаний», от привнесения в политическую борьбу этой войны. Идея единства и непрерывности исторической памяти, защиты нашего наследия от фальсификаций, от предвзятого истолкования реалий прошлого должна стать ценностной базой сотрудничества политических сил. Нынешний 2015 год имеет особое символическое значение. Мы будем отмечать две значительные для нас исторические даты: 1000-летие со дня кончины крестителя Руси, святого князя Владимира, и 70-летие Великой Победы нашего народа. 

Одно из этих событий отсылает нас к религиозному выбору Руси, другое – к его последствиям, когда наш народ, воспитанный на тысячелетних православных идеалах справедливости и братства, избавил мир от порабощения нацистами, возомнившими себя «расой господ», а другие народы – сборищем недочеловеков, обреченных на вечное рабство. Тогда, встав единым фронтом, объединив практически все силы народа, мы достигли победы. На примере этих сопоставлений видно, что именно духовно осмысленный, ценностный подход лучше всего помогает понять единство и непрерывность нашей истории. Мы видим, что Россия оставалась Россией во все века, при всех формах правления и всех политических режимах. 

Дай Бог, чтобы это было всегда. Сегодня наша страна находится на пороге нового исторического выбора, нового этапа развития. В этот момент мы должны подумать над тем, как, не копируя что-либо по старым шаблонам, а возвышаясь до уровня подлинного социального творчества, прийти к новому мировоззренческому синтезу. Цель его – в том, чтобы взять все лучшее, что было в нашем прошлом, и построить на этой основе фундамент будущего. Особое значение в этом контексте имеет утверждение идеала социальной справедливости, его новое осмысление с учетом накопленного нами исторического опыта. Не всегда нам в истории удавалось хранить единство общества поверх социальных барьеров. Есть с этим проблема и сегодня, особенно в период кризиса. И эту проблему могут использовать наши недруги. Поэтому стремление к справедливости должно не раскалывать общество, не вести нас к новому витку ненависти и розни, но служить достижению социальной гармонии, наполнению конкретным содержанием не только политических, но и социально-экономических прав наших граждан.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Джабаров: В Германии начинают ощущать последствия диверсии на «северных потоках»
  2. Российские войска освободили Орловку в ДНР
  3. Владимир Путин направил приветствие участникам, организаторам и гостям IX Восточного экономического форума
  4. В России самбо признали олимпийским видом спорта
  5. RT: Восемь танков ВСУ расстреливали машины семьи из Курской области
  6. Акции водочного магната Шефлера, поддерживавшего ВСУ, обращены в доход РФ
  7. Наталия Косихина рассказала, какие изменения ждут россиян в сентябре
  8. Александр Лукашенко: Беларусь живет в очень тяжелый период, вопрос «или - или»
  9. Александр Лукашенко: Школа - это храм, и, переступая порог этого храма, ты должен отдавать себе отчет
  10. ВСУ за сутки атаковали 27 населенных пунктов Белгородской области
  11. Елена Афанасьева: МРОТ должен составлять не менее 30 тысяч рублей
  12. Глава МАГАТЭ Гросси начал осмотр Курской АЭС
  13. Александр Лукашенко: Минск готов к возобновлению конструктивного сотрудничества с Кишинёвом
  14. Генсек СНГ Лебедев прокомментировал требование Киева к Минску отвести войска
  15. Медвежонок парализовал движение на платной трассе М-11 в Тверской области

Парламентское Собрание

Бюджет должен выигрывать от привлечения иностранной рабочей силы, а не терять!

У российских депутатов сейчас отпуск. Но это только формально, по факту они продолжают трудиться.

Политика

Папа Римский у дипломатического представителя Святого Престола в Беларуси всегда перво-наперво интересовался, как дела у Лукашенко

Президент поблагодарил Анте Йозича за помощь при освобождении из украинского плена тридцати белорусов

МНЕНИЯ

Идут третьи сутки с момента задержания во Франции Павла Дурова

Вячеслав Володин

Он обвиняется в отказе сотрудничать по вопросам кибер- и финансовых преступлений в Telegram и возможном соучастии в них.

Российско-французский комитет в поддержку Павла Дурова

Леонид Слуцкий

Он  должен быть освобождён в течение 48 часов после задержания

Страсти по Дурову

Олег Зинченко

Создатель сети «Вконтакте» и месседжера «Telegram» задержан во Франции

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также