Главный вуз России – МГУ им. М.В. Ломоносова – на днях отметил свое 260-летие. 25 января 1755 года указом императрицы Елизаветы Петровны был основан первый в России университет (хотя первым высшим учебным заведением была еще Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 году Симеоном Полоцким). Сегодня система российского высшего образования включает в себя 593 государственных и 486 негосударственных вузов, а также 1376 филиалов государственных и 682 филиала негосударственных вузов. В них обучается более 500 тысяч человек.
В последние годы численность студентов снизилась в сравнении с началом 2000-х, что связано с демографическим спадом середины 1990-х: именно поколение родившихся в те годы сейчас учится в вузах. Но по-прежнему российская молодежь стремится получить высшее образование. Является ли диплом «вышки» по-прежнему путевкой в мир достатка и профессионального признания? Легко ли быть студентом, особенно сегодня, в кризисное время? Что думают об этом сами россияне – выяснили специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения «Татьянин день: о бедном студенте замолвите слово»
Положительные изменения в жизни российского студенчества сегодня отмечают куда чаще, чем пару лет назад. Высшее образование большинство россиян по-прежнему считают серьезным подспорьем в построении успешной карьеры и достижении успеха в жизни. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как, по мнению россиян, меняется ситуация в сфере студенчества и насколько значимым в наше время является получение высшего образования. Положительные перемены в жизни студенчества россияне сегодня отмечают значительно чаще, нежели два года назад.
Наибольший «сдвиг», по словам респондентов, произошел в общем культурном уровне студенческой молодежи – его повышение в настоящее время наблюдают 34%, тогда как в 2013 году – только 19%. Причем среди респондентов, имеющих родственников-студентов, эта доля еще выше – 43%.
Также чаще стали говорить о том, что молодые люди начинают более ответственно относиться к учебе, тянуться к знаниям – с 19 до 30% (среди тех, в чьих семьях есть студенты, – 40%, среди остальных – 26%). Почти вдвое увеличилось число опрошенных, отмечающих улучшение профессиональной подготовки выпускников (с 16% в 2013 году до 29% в 2015-м). Однако 28% все же думают, что ситуация скорее ухудшилась, а 21% не видят разительных перемен. 26% полагают, что улучшилось отношение преподавателей к своей работе. Относительно изменений в материальном положении студентов мнения респондентов разделились: 24% считают, что оно улучшилось, 26% – что ухудшилось и 28% – что никак не изменилось. Хуже всего оценивают возможность после окончания вуза трудоустроиться по специальности и на высокооплачиваемую должность – 40% наших сограждан полагают, что это становится все затруднительнее.
При этом позитив в этом отношении все же растет: если ранее о том, что ситуация с получением работы улучшается, говорили только 8-10%, то сегодня – 18%. Высшее образование является существенным подспорьем в построении успешной карьеры и осуществлении жизненных целей – уверены 65% наших сограждан. А 42% даже категорично заявляют, что те, кто не окончил высшее учебное заведение, обречены на низкооплачиваемую и непрестижную работу (правда, 50% с этим не согласны). При этом 52% придерживаются той позиции, что в наше время и без диплома можно подняться по карьерной лестнице и устроить свою жизнь. Размеры платы за обучение – вопрос спорный: если 42% допускают любые траты, заявляя, что для этого не жалко никаких денег, то 43% все же не разделяют данного мнения. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 17-18 января 2015 года.
Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.