Сотни тысяч пар потертой, потрепанной обуви свалено в кучу. Мужской, женской, детской… Здесь и дырявые башмаки, которые наверняка носил какой-то нищий. И дорогие туфельки на танкетке – писк предвоенной моды… Это, так называемая на лагерном жаргоне, «канада» – склад с вещами убитых. В другой «канаде» – груда зубных щеток, помазков для бритья, расчесок. В третьей – тысячи сломанных очков с разбитыми стеклами и гнутыми дужками. Вещи оставляли навсегда, отправляясь на смерть. А она уравняла всех: богатых и бедных, старых и молодых… но самый страшный ящик заполнен срезанными волосами, которые предназначались для изготовления веревок и ковров. Речь идет об одном из самых страшных мест на Земле.
По-польски оно называется Освенцим, по-немецки Аушвиц-Биркенау. Сегодня здесь мемориальный музей. А «канады» теперь – застывшие, немые свидетельства одного из самых чудовищных зверств ХХ века. И напоминание ныне живущим поколениям о том, до какого страшного безумия может дойти человек, поставивший все на кон ради идеи… Все, даже жизнь другого человека. Создать концлагерь возле польского города Освенцим распорядился в 1940 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер.
Лагерь представлял собой целый комплекс – Аушвиц-1, Аушвиц-2 и Аушвиц-3. И если первыми узниками были немецкие и польские уголовники, то через год рейхсфюрер отдал приказ о территориальном и численном расширении. В июле 1941 сюда привезли советских военнопленных. Затем в концлагерь один за одним потянулись железнодорожные эшелоны, переполненные евреями, цыганами, поляками...
Узники погибали от истощения, болезней и побоев, умерщвлялись в газовых камерах. Как и многие другие концлагери, Освенцим стал лабораторией для злых гениев нацистской медицины. В том числе и для Йозефа Менгеле по прозвищу «ангел смерти». Проводились медицинские эксперименты по воздействию на человеческий организм при помощи химикатов, вирусов гепатита и малярии. Заключенных подвергали стерилизации, в том числе и рентгеновским облучением.
Когда Красная армия была уже на территории Германии, руководство концлагеря спешно организовало «марши смерти»: трудоспособных заключенных быстро отправляли пешком вглубь страны. Многие не выдерживали этой дороги. 27 января 1945 года в ходе Висло-Одерской операции в лагерь вошли войска 1-го и 4-го Украинских фронтов. Узники были освобождены. В боях за освобождение Аушвиц-Биркенау погибли от 234 до 350 советских военнослужащих (данные разнятся). Точное число погибших в лагере так и не установлено, так как многие документы уничтожены нацистами. Но однозначно, что счет идет на сотни тысяч. Подданные СССР, Польши, Венгрии, Франции, Югославии, Греции и других стран.
Позже мир узнал невероятные истории спасений и самопожертвований ради ближнего. Священник Максимилиан Мария Кольбе добровольно отправился в газовую камеру ради спасения товарища по несчастью, польского сержанта. «Я стар и болен, а он молод, у него жена и дети», – сказал тогда священник. Почти 1200 евреев спас из концлагеря немецкий промышленник Оскар Шиндлер, включив их в список рабочих своих фабрик и таким образом выторговав их у лагерной администрации. А акушерка Станислава Лещинска в жутких, антисанитарных условиях, когда лагерные врачи наотрез отказывались оказывать помощь узникам других национальностей, тайно принимала роды у заключенных женщин. Благодаря ей появились на свет 3 тысячи младенцев. Через много-много лет мир прочитал рапорт акушерки, в котором она писала: «Среди этих кошмарных воспоминаний в моем сознании мелькает одна мысль, один лейтмотив. Все дети родились живыми. Их целью была жизнь! Пережили лагерь едва ли тридцать из них. Природа, противостоящая ненависти, сражалась за свои права упорно, находя неведомые жизненные резервы».