Название появилось после переговоров между российским президентом Владимиром Путиным и его украинским коллегой, проведенных при посредничестве канцлера ФРГ Ангелы Меркель и французского президента Франсуа Олланда в Нормандии, во время празднования 70-летия со дня высадки союзных войск во Второй мировой войне. Даже накануне саммита не было полной ясности по присутствию всех лидеров нормандской четверки. Официальные представители Украины, Франции и России подтверждали готовность участвовать, а Ангела Меркель не спешила с однозначным ответом.
В недавнем телефонном разговоре с Владимиром Путиным она заявила, что новая встреча по Украине в нормандском формате может состояться после «реального прогресса» по воплощению в жизнь минского протокола, подписанного в сентябре 2014 года. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер расшифровал, что означает это высказывание: «реальный прогресс» заключается в соблюдении всеми сторонами режима прекращения огня, установлении линии разграничения между территориями под контролем украинской власти и ополченцев, отвод от линии фронта тяжелой боевой техники, свободный доступ гуманитарной помощи для жителей востока Украины.
Накануне эксперты разрабатывали проект «дорожной карты» выполнения минского протокола, который мог бы быть представлен на утверждение участников саммита в нормандском формате. После этих консультаций 9 января в Берлин прибыл один из главных инициаторов саммита в Астане – Нурсултан Назарбаев. Видимо, необходимость данного визита была обусловлена отсутствием перспектив участия Ангелы Меркель. 12 января в Берлине состоялась встреча в нормандском формате на уровне министров иностранных дел. Она определила повестку дня в Астане, которая вряд ли ограничится лишь обсуждением путей урегулирования украинского кризиса. Если же саммит в Астане по какой-то причине не состоится и будет перенесен, в любом случае в дальнейшем на высшем уровне будут обсуждаться вопросы восстановления доверия между ЕС и Россией, но, безусловно, в привязке к решению украинского кризиса. Вместе с тем скептики указывают на одно важное обстоятельство – на переговорах в нормандском формате в Астане не предполагается присутствия представителей США.
И хотя украинский кризис находится на периферии внешнеполитической повестки дня Белого дома в сравнении с решением проблемы иранской ядерной программы и противостоянием с «Исламским государством» и др., без участия в переговорах американской стороны, обладающей влиянием на развитие ситуации вокруг Украины, вряд ли возможно добиться существенного прогресса. Именно поэтому женевский формат, предполагающий участие представителей США, ЕС, Украины и России, может выступать более эффективным механизмом урегулирования украинского кризиса. Так что роль минской площадки и встреча на ней в женевском формате может послужить не дополнением к саммиту в Астане, а самостоятельным направлением политического мирового взаимодействия. Арсений СИВИЦКИЙ, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Минск