САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Смотрите фильмы вместе с чадом

Новогодние праздники – традиционное время добрых и с детства знакомых сказочных фильмов по телевизору

Их ждут и дети, и взрослые. Долгое время в России кино для детей практически не снималось. Сегодня детско-юношеский кинематограф переживает второе рождение. И во многом благодаря талантливым молодым режиссерам. Собеседник «СВ» – выпускница ВГИКа, победитель многих кинофестивалей, в том числе – «Лучезарный ангел», «Русское зарубежье» и др., молодой российский режиссер и сценарист Елизавета ТРУСЕВИЧ. Говорим о любви к кино, детям и родине. Кстати, Елизавета – уроженка белорусского города Гродно, но уже много лет живет в Москве. И с теплом говорит и о Беларуси, и о России. 

 – Елизавета, на съемках вашей дебютной игровой детской картины «Семицветик» вы работали с маленькими артистами. Легко ли было найти подход к детям? 

– В фильме снималось порядка 50 детей. И возраст артистов непростой – 12 лет. Перед съемками прочитала старую книгу «Кино и дети», в которой собраны статьи лучших режиссеров детского кино, в том числе и воспоминания режиссера Виктора Эйсымонта, моего земляка, также родившегося в Гродно. Зрители, наверное, до сих пор помнят его по фильмам «Дружок», «Приключения Толи Клюквина». И когда я организовывала кастинг, то руководствовалась в том числе и некоторыми мыслями Эйсымонта, который утверждал, что ребенок по своим внутренним качествам должен соответствовать амплуа персонажа. В итоге на площадке собрались совершенно разные по характеру дети. Причем с разным опытом в кино. Исполнитель главной роли – Ваня Оранский – уже не новичок, он много снимался. А вот для Кати Смилянец и Никиты Бабаева это был дебют в кино. В какой-то момент я перестала делить моих актеров на детей и взрослых. Более того, с детьми было работать легче: уже в первом-втором дубле удавалось запечатлеть их искреннюю, непосредственную реакцию – с последующими дублями она уже уходила. 

– В этом фильме также снялась известная советская и российская актриса Светлана Немоляева. Какие впечатления у вас оставила работа со Светланой Владимировной? 

– Несмотря на то что она – настоящая звезда нашего кино, у нас сложились очень теплые и доверительные отношения. В фильме «Семицветик» было стопроцентное попадание в образ современной бабушки, бывшей балерины, которая смогла стать для внука лучшим другом. Со Светланой Немоляевой очень легко и приятно работать. Мне было очень важно ее мнение о фильме. Но особенно ценным было мнение ее внука, Сережи Лазарева, ведь он – ровесник моих героев. Сереже фильм также очень понравился. 

– Российское детское кино после распада СССР переживало непростое время. Сейчас оно постепенно начинает возрождаться. Какие тенденции вы видите? 

– Действительно, сегодня государство уделяет большее внимание этой проблеме. О прокате и финансировании детского кино не так давно говорила и Председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко. Пока эти процессы в зачаточном состоянии, но я надеюсь, что достойное детское кино в России возродится. И я смогу внести свой вклад в это дело. Современное детское кино – скорее кино семейное. Снимаются фильмы, которые были бы интересны для просмотра детьми вместе с родителями, бабушками и дедушками. И это дает большую возможность для проката. Мне очень нравится белорусское детское кино. В советское время на «Беларусьфильме» были сняты многие знаменитые детские фильмы – «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Расписание на послезавтра»… А картину «Я родом из детства» я всегда показываю своим студентам. Сейчас я занимаюсь детским игровым кино и вижу в этом определенную взаимосвязь с моей малой родиной… 

– Ведь вы родились в Беларуси! И насколько я знаю, малая родина нашла отражение в вашем творчестве… 

– Бывая в красивейших городах Европы, я всегда ищу в них сходство с родным Гродно – в архитектуре, атмосфере. Мои родители – белорусы, жили в Минске, окончили журфак Белгосуниверситета. Потом маму, писателя Елену Сазанович, пригласили сразу на второй курс сценарного факультета ВГИКа, и чуть позже наша семья переехала в Москву, где я окончила школу, ВГИК, стала режиссером и сценаристом. Бабушка, Юлия Игнатьевна Сазанович, 50 лет проработала в родильном зале гродненского роддома. Она помогла появиться на свет чуть ли не всему этому прекрасному городу! Полгода назад ее не стало… Хочется, чтобы хоть какая-то память осталась о ней. Быть может, сейчас эти строчки в вашей газете прочитает кто-то из тех, кто ее помнит. Я мечтаю поездить по родной стране, привезти туда дочь – чтобы она тоже знала и не забывала свои корни. Очень хочу побывать в Лиде. В 2007 году на конкурсе Национальной киностудии «Беларусьфильм» мой сценарий «Лида» занял второе место. Сюжет таков. Вернувшийся с войны солдат во сне все время повторял: «Лида, Лида, Лида…» Жена ревновала, думая, что это имя какой-то девушки. И наконец она решилась поехать по местам сражений, в которых он участвовал, найти его однополчан… И в итоге выяснила, что Лида – это город, где и произошли самые тяжелые бои. 

– Кстати, о родине. Один из ваших документальных фильмов – «Возвращение Гречанинова», о русском композиторе, эмигрировавшем в Европу, затем – в Америку, до конца жизни он тосковал по России… Сегодня многие заблуждаются, думая, что расстаться с родиной – легкий и необременительный выбор. Что бы вы ответили?

– Эмиграция – тяжелый крест. И чего бы я себе никогда не пожелала – разлуки со своей страной. Для русского человека, а тем более творческого, отрыв от своей корневой системы – беда. И дело не в языковых барьерах, а в чем-то совершенно необъяснимом. Кстати, в другом неигровом фильме – «Герои нашего времени» – я исследую русский характер. Мне удалось найти людей, чьи имена совпадают с именами литературных героев – Наташа Ростова, Андрей Болконский, Иван Царевич и другие. Я им задавала разные вопросы, в том числе и про эмиграцию. Очень хорошо на этот вопрос ответила кандидат философских наук Наташа Ростова: «Нельзя выбирать себе веру и родину». Мне кажется, что ее тезка – толстовская Наташа – ответила бы так же…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД РФ: Ввод Западом контингента на Украину станет прямой конфронтацией с РФ
  2. Владимир Джабаров: ОДКБ остаётся востребованной структурой, хоть Запад это и не признаёт
  3. В Кремле отреагировали на информацию о планах Запада оккупировать Украину
  4. В Беларуси определили перечень алкоголя для свободного ввоза
  5. Внешняя разведка: Запад хочет поделить Украину между Румынией, Польшей, Германией и Британией
  6. Киргизия и Беларусь будут сотрудничать в сфере железнодорожного транспорта
  7. Дмитрий Песков ответил Байдену, осудившему ответные удары РФ
  8. Губернатор Кировской области доложил Владимиру Путину о росте экономики региона
  9. Вячеслав Володин провел совещание по подготовке к Парламентского Собрания
  10. Российские войска освободили Воровское и Раздольное в ДНР
  11. Сергей Лавров назвал гендиректора ЮНЕСКО соучастницей информвойны против РФ
  12. Леопард Порш из РФ прижился в Минске и съедает 6 кг мяса в день
  13. Ольга Германова предлагает разработать сборник патриотических песен для школьников
  14. С начала недели очередь грузовиков из Беларуси в Польшу выросла на 225 единиц
  15. Премьер Японии заявил о желании заключить мирный договор с Россией

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы волонтерской деятельности в Союзном государстве

В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению

Политика

Владимир Путин представил ракетное «меню» для Киева и его начальников: "Орешник" лишь начало

Лидерам стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности российский президент рассказал о продемонстрированном Россией супероружии.

МНЕНИЯ

Iолки-моталки или Страсти по букве «Ё»

Олег Зинченко

Есть повод вспомнить самую гонимую букву русского языка.

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также