Такая серьезная поддержка предоставлена ему Программой совместной деятельности России и Беларуси по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
Этот заповедник – полигон научных проектов, в том числе и международных. Состояние территории зоны отчуждения и процессы, которые там происходят после радиоактивного загрязнения, несовместимого с жизнью человека, – ценнейшая информация для всего мирового сообщества.
Завершены два проекта технического сотрудничества с МАГАТЭ. В стадии реализации проект по биологическому действию радиоактивных частиц, в котором участвуют ученые 15 стран. Каждая отрабатывает фрагмент, связанный с особенностью радиоактивного загрязнения на территории своей страны. Например, ученые из Казахстана свои исследования ведут в привязке к последствиям ядерных испытаний на семипалатинском полигоне. Россияне отслеживают «поведение» радиоактивных материалов после их переработки в Красноярском крае. Канадцы озабочены последствиями падения советского спутника на их территорию – с радиоактивным источником энергообеспечения и так далее.
Белорусская лаборатория спектрометрии и радиохимии изучает поведение топливных частиц: в результате аварии на ЧАЭС помимо выбросов цезия-137 и стронция-90 в окружающую среду попали мельчайшие частицы отработанного ядерного топлива с матрицей из двуокиси урана, содержащей трансурановые элементы. В своем составе они имеют радионуклиды с периодами полураспада в столетия. Проект рассчитан на три года и сейчас находится на середине реализации.
Западные ученые совместно с белорусскими коллегами изучали здешних волков. Отловили девять особей, надели ошейники с радиопередающими устройствами и выпустили на волю. Через спутник будет идти информация о местах их нахождения, внешних и внутренних дозовых нагрузках, которым подвергаются животные на загрязненной территории.
Почему волк? Этот хищник стоит на вершине пищевой пирамиды, много перемещается.
Ученые следят и за дикими кабанами. В поисках пропитания они много роются в верхнем слое земли, где самый высокий уровень загрязненности.
Недавно в заповеднике появился медведь – чем очень озадачил ученых. Ареал обитания косолапого пролегает намного севернее, в Витебской области. Теоретически на юге Беларуси его просто не должно быть. Вначале лесники заметили отпечаток лап взрослой особи, а затем и следы медвежат.
С территории Украины в заповедник перешла лошадь Пржевальского, которая ранее была завезена соседями из Северо-Кавказского заповедника Аскания-Нова. Популяция этого пугливого, избегающего контактов с человеком вида – 15-16 особей. Животные облюбовали самую южную часть заповедника. Важно, что лошадь Пржевальского кормится сухой травой. Она – санитар весеннего леса, ведь именно сухая трава провоцирует лесные пожары. В зоне отчуждения огонь опасен вдвойне: он еще и повышает радиационный фон за пределами охраняемой территории.
В 1996 году сюда было завезено 16 зубров. Сейчас их в заповеднике уже более сотни. На месте Борщовского затопления, преграды для попадания загрязненных радионуклидами талых вод в Припять и Днепр, стала массово селиться водоплавающая птица.
По словам директора заповедника Петра Кудана, союзные деньги потрачены с пользой: купили 5 автомобилей «УАЗ», скутеры и несколько десятков велосипедов – для самых заповедных троп. Два трактора «Беларус-3522» и три «ТТР-401» способны работать и на пожарах. Для несения охранной службы по реке Припять приобретен катер. В будущем году к нему добавится еще два. Закуплены современные дозиметры-радиометры, большое количество оргтехники для работы с данными, специальное оборудование для исследований.
За 20 лет работы белорусские ученые собрали немало интересной информации. Поддержка заповедника – это возможность продолжать ту уникальную исследовательскую работу, результатов которой ждут научные круги не только в Союзном государстве, но и за его пределами.
Справка «СВ»
Полесский государственный радиационно-экологический заповедник создан в белорусской зоне отчуждения спустя два года после аварии на Чернобыльской атомной станции. Расположен на территории трех наиболее пострадавших районов Гомельской области: Брагинского, Наровлянского и Хойникского, его площадь превышает 215 тысяч гектаров. Это территория для разносторонних исследований происходящих процессов в зоне с высоким уровнем радиоактивного загрязнения.