У инициативы было много сторонников и противников. Сторонники утверждали: современные дети разучились формулировать свои мысли на письме. А это значит, что постепенно они разучатся думать, размышлять, анализировать, привыкая потреблять готовые информационные продукты. Противники называли эту меру слишком радикальной: ведь это дополнительный стресс и дополнительный риск не поступить в вуз – если сочинение будет написано на плохую отметку. Да и многие учителя уже подзабыли, как проводить итоговые сочинения для старшеклассников. Но все-таки инициатива была одобрена руководством страны.
3 декабря старшеклассникам российских школ впервые за многие годы вновь предстояло продемонстрировать, насколько хорошо они способны излагать мысли на бумаге, рассуждать, оценивать и анализировать, применяя знания в области литературы и истории. На написание «шедевра» давалось 3 часа 55 минут. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность написания сочинения была увеличена на 1,5 часа. Рекомендуемый объем сочинения – 350 слов, минимально допустимый – 250 слов. Писались сочинения на специальных бланках. С собой – только черная гелевая ручка, паспорт, необходимые лекарства и питание. Смартфоны, планшеты, фото– и видеотехника строжайше запрещены!
В каждом часовом поясе – свой список тем. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди» – такие приблизительные темы были отобраны Минобрнауки РФ для Москвы. А точные формулировки тем учащиеся узнали за 15 минут до экзамена.
Оцениваются сочинения сейчас по системе «зачет/незачет». Школы оценивают работы учащихся по пяти критериям: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и, наконец, грамотность.
10 декабря выпускники узнали свои результаты, которые, кстати, станут допуском к Единому государственному экзамену в конце учебного года. Вузы оценят работы абитуриентов уже гораздо строже. Будут также учитываться соблюдение в сочинении речевых норм, правил орфографии, грамматики и пунктуации, фактическая точность.
Долгое время в нашей стране выпускные школьные сочинения были не только пропуском во взрослую жизнь, но и источником юмора. Достаточно вспомнить широко цитируемые отрывки из наиболее «удачных» работ. «Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами». «Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел». «Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать»... И так далее. Не исключено, что и в этом году подобных веселых моментов также будет немало – особенно учитывая то, что читают сегодняшние школьники гораздо меньше авторов вышеперечисленных «перлов»…
Но зачастую за нелепой ошибкой может скрываться обычная невнимательность вовсе не бездарного, доброго, воспитанного ребенка. Главное – разглядеть это. Хочется надеяться на то, что выбранный широкий спектр критериев оценки позволит комиссиям объективно оценить сочинения, а главное – душевные качества и интеллектуальные способности их авторов.