Как в таких условиях воспитать гражданина и личность, корреспонденту «СВ» рассказал начальник государственного учреждения «Военное информационное агентство Вооруженных сил Беларуси «Ваяр» полковник Андрей ШУБАДЕРОВ.
– Андрей Юрьевич, есть ли у военных рецепт воспитания патриотов?
– Прежде нужно определиться с терминами. Патриот – это тот, кто не просто любит свою родину, но и готов во имя ее чем-то жертвовать.
Наш объект воспитания – это совсем юный человек, который не видел и не знает СССР. Он живет в открытом суперинформированном мире, и у него намного больше возможностей, чем у предыдущих поколений, реализовать себя, в том числе и в качестве гражданина-патриота. Сегодня просто агитировать подрастающее поколение любить родину – мало. Нужно понимать их запросы, желания, а главное – цели. Ведь многие жизненные ценности кардинально поменялись. Раньше люди жили, преодолевая трудности, а у нынешней молодежи другие критерии оценки жизненного уровня и своего места в обществе. Мы должны говорить на их языке. Давать хорошие примеры, продуцировать те самые правильные мысли, которые приводят к миру и согласию в обществе.
– Наверное, сегодня для этого больше возможностей, чем двадцать лет назад?
– Сегодня в коммуникациях господствуют гаджеты. Мы намерены создать ряд специальных мобильных приложений для телефонов. К примеру, одной из самых больных тем призывника – боязнь военкомата. Многие до сих пор живут стереотипами Советской армии, думая, что там «дедовщина», там бьют и т.д. Чтобы изменить ситуацию, мы планируем разработать специальное приложение «Мобильный военкомат». Сформировать базу правовых актов и ответов на конкретные вопросы по теме. Тогда у пользователя появится возможность получать всю необходимую информацию, не заходя в военкомат. К тому же подавать информацию будем кратко, четко и, что очень важно, мультимедийно: видео, фото, инфографика, игры и т.д.
Второй метод нашего воздействия на молодежь – компьютерные игры. Военизированные игры, которые с появлением нашей игры «Мир танков» переживают настоящий бум. В ней уже более 100 миллионов участников. Играя, ребята познают не выдуманную, а реальную историю Великой Отечественной войны. Узнают о танках, битвах, картах, подвигах и т.п. Мы почти восемь лет реализуем программу популяризации патриотизма через компьютерные игры и допризывную подготовку молодежи. Эффект получается колоссальный. Каждый год во всех областных центрах проводятся региональные чемпионаты по игре «Мир танков». Интерес к турнирам огромный, а главный приз от Минобороны – вождение танка Т-72 на реальном полигоне в Печах. Работаем с подрастающим поколением, привлекая Интернет, литературу, настольные игры и прочее. К сожалению, в магазинах нет настольных игр, связанных с белорусской историей и армией, даже солдатиков в белорусской амуниции. Американские игры и модели есть, китайские – есть, а наших – нет! Нужно ликвидировать этот пробел, иначе мы не сможем общаться с детьми младшего школьного возраста.
Больший упор нужно сделать и на создание детских ресурсов в Интернете, причем с упором на профориентацию. Пока можно по пальцам пересчитать детские сайты, хотя опыт нашей работы с порталом «Детям об армии», который мы создали вместе с Министерством образования, показал, что ненавязчиво, в игровой форме можно дать детям полное представление о будущей воинской специальности. И когда парень придет в армию, ему будет проще адаптироваться.
Большое значение сегодня имеют соцсети. Создавая группы в соцсетях, мы привлекаем к себе именно ту аудиторию, которая нам интересна. Не нужно рассылать тысячи электронных писем. Достаточно проинформировать двадцать подписчиков – и в считаные минуты аудитория вырастает до нескольких тысяч человек.
– А что же тогда остается традиционным СМИ?
– Нужно также активнее осваивать современные технологии. Наши телеканалы делают шикарный контент, но не создают механизмы, чтобы донести его до потребителя. В Youtube этих сюжетов нет, они не индексируются в сети, через поисковик не найти. Хороший пример – наш проект «Блогеры в армии». Мы пригласили белорусских и российских блогеров за трое суток пройти курс молодого бойца, а потом об этом написать. В итоге они стали нам помогать.
– А как работают российские коллеги?
– Им, пожалуй, сложнее. Россия – большая многонациональная и многоконфессиональная страна. Но путь тот же: говорить с молодежью на ее языке. Большую популярность завоевал танковый биатлон. К слову, в его популярности есть толика и нашей работы: компания Wargaming.net, создавшая игру «Мир танков», обеспечивала информационную поддержку. Компания уже сделала мобильное приложение «Танковый биатлон» для iPad с учебными заданиями для солдата, а еще организовала велопробег Владивосток (Россия) – Брест (Франция), участвует в программе восстановления памятников в России. Надеюсь, скоро мы с россиянами проведем международный турнир по игре «Мир танков» среди вузов. Ведь чем больше у нас союзников, тем всем нам проще работать.