4,5 миллиона из них превысили надлежащий срок пребывания. Иностранцы ежегодно совершают 55 тысяч преступлений, каждое 10-е из них связано с торговлей или распространением наркотиков.
– Труд иностранных рабочих в России стал структурообразующим фактором, – заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин на пресс-конференции, посвященной правовому и гуманитарному аспектам трудовой миграции.
С одной стороны, приток мигрантов не может не вызвать изменений в этнокультурной сфере, в мироощущении, отметил сенатор. С другой – в поисках работы и лучшей жизни на новые места переезжают не среднестатистические обезличенные мигранты, а люди со сложной системой мотиваций, надежд, страхов, имеющие различные профессии, квалификационный и образовательный уровень, жизненный опыт, находящиеся на разной культурной дистанции от принимающего общества. Задача принимающей стороны – не оттолкнуть их, а ввести в атмосферу правового поля, чтобы они говорили по-русски, платили налоги и не наносили социально-правового вреда.
Адаптация и интеграция мигрантов не могут быть насильственными, как считает сенатор. Способствовать решению проблем могли бы центры изучения русского языка, созданные в стране, откуда приезжают мигранты. С нашей стороны – совершенствование миграционного законодательства, усиление ответственности работодателей за использование труда незаконных мигрантов, выявление причин неэффективного правоприменения действующих законов, объединение в один документ – Миграционный кодекс (разветвленное, с большим количеством отсылочных норм миграционное законодательство) помогут социальной, культурной, правовой адаптации и интеграции трудовых мигрантов в наше общество, убежден Чекалин.
По мнению члена Комитета СФ по международным делам Любови Глебовой, миграция – объективный процесс, часть мировой политики. Чтобы справиться с проблемами, возникающими у мигрантов и принимающей их стороны, необходимо знать, каким должен быть мигрант, получивший разрешение на деятельность, как обустроить жизнь мигрантов и их семей в стране пребывания, ознакомиться с мировым опытом в этой области.
Если говорить о квалификации тех, кто к нам приезжает, то большинство из них занимается трудом, не требующим высокой профессиональной подготовки. Но и они должны знать русский язык, историю и культуру страны пребывания. В России принят закон, по которому мигранты должны будут сдавать экзамены на знание русского языка, истории и культуры России. Успешная сдача – свидетельство того, что мигрант готов жить и работать в нашей стране.
Мигранты со средним специальным или высшим образованием, кроме владения русским языком, должны предъявить документ, подтверждающий их знания и право заниматься квалифицированным трудом.
Серьезная проблема – смешанное обучение наших детей и детей мигрантов в одном классе. Российские родители против такого обучения. И здесь неплохо обратиться к международному опыту. В Сингапуре, например, где в классах учится до 50 процентов детей мигрантов, это считают нормой.
В России, по мнению Любови Глебовой, на законодательно-правовом уровне, когда участниками образовательной политики являются граждане с разным уровнем знания языка, вопрос не проработан. Нормативно-правового регулирования нет. Вместе с тем отсутствие четкой миграционной политики чревато ростом социальной напряженности. Подтверждение тому – печальный опыт Европы, где реализация стратегии мультикультурализма привела к появлению самых настоящих национальных «гетто», в культурном и языковом плане очень слабо связанных с коренным социумом европейских стран. «Совершенно очевидно, что такой путь России не подходит. Крайне важно формировать условия, в которых отношения между россиянами и приезжающими трудовыми мигрантами будут основываться на принципах взаимного уважения, что неминуемо приведет к интеграции мигрантов в российское общество»,– заключила Любовь Глебова.