Так у древних славян назывался День осеннего равноденствия.
Для наших предков этот праздник значил многое: уже окончен сбор урожая, заложена основа благосостояния семьи на будущий год – надо поблагодарить землю-матушку.
Белорусское название праздника «Засiдкi» говорит о том, что с этого дня позволяется сидеть в доме с огнем. Пришел конец бабьему лету и осень вступает в свои права.
Организаторы фестиваля в первую очередь хотели показать наши древние истоки во всем многообразии и приобщить подрастающее поколение к традиционной культуре и образу жизни. Им это удалось. В течение всего фестиваля на первом этаже усадьбы Муравьевых-Апостолов, в белокаменных палатах проходила выставка славянских художников. Легко угадываются на картинах герои былин и сказаний, а также сказочные существа – Домовой, Лесной хозяин, Баба-яга, Банник…
Познавательная экскурсия была полна удивительных находок и интересна даже самым маленьким. У картины Бориса Ольшанского «Садко» разыгралось целое представление. Четырехлетние малыши с восторгом смотрели на настоящего гусляра, который сидел возле картины, наигрывал и рассказывал известную сказку про Морского царя, его дочь и талантливого Садко.
Борис Ольшанский родился в Тамбове, окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, член Союза художников. Помимо картин на ведическую тему, Ольшанский пишет полотна на исторические темы. Самые известные из них: «Предание о Святославе», «Сеча на Днепре», «Слово о полку Игореве».
– К сожалению, мы забываем своих предков, крайне редко обращаемся к корням, к народной мудрости. В силу своих возможностей я стараюсь напомнить, кем мы были, откуда произошли.
Немногие взрослые вспомнят, кто такой дедушка Овинник – сказочный житель скотного двора, который помогал следить за лошадьми, козами, коровами. Но Ирина Галанова, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, считает, что знание внутри нас: стоит посмотреть на картину – и просыпается родовая память: «Практически никто не знает славянских богов и героев. Греческих знают, а славянских – нет. В России интерес к этой теме проснулся в Серебряном веке благодаря художникам – Васнецову, Врубелю... Но и тогда это направление не получило большого развития».
В последние годы все чаще к нашему далекому прошлому обращаются молодые художники. Для Александра Трубникова и Петра Скляра «Осенины» – первая выставка.
Трубников создает графические композиции в уникальной технике, используя древние славянские знаки. О своих произведениях Александр говорит лаконично: «Это Вселенная, я так ее вижу». Петр Скляр интересуется историей Руси, ведическим знанием. Слово «Веды» – означает «Знание». Русские слова «ведать», «исповедь», «проповедь», «медведь» происходят от того же корня. Считается, что когда-то на Земле была одна цивилизация и единое Знание – Ведическое. Оно передавалось из поколения в поколение.
По мнению Петра Скляра, одним из ключей для понимания мировосприятия предков являются русские народные пословицы и поговорки, в которых таится житейская мудрость. Идея визуализировать пословицы и поговорки родилась после посещения Соловецкого архипелага, где у художника проснулась родовая память.
Начинающих художников пришел поддержать музыкант и телеведущий Александр Скляр: «Авторы передают свое видение нашего прошлого, и передают убедительно. Причем здесь нельзя говорить об исторической достоверности, потому что существует две позиции – историка и художника, и обе эти позиции по-своему верны».
На фестивале прошли мастер-классы по изготовлению традиционной славянской куклы, народной игрушки изо льна и лыка, лепке из глины, росписи пряников, лепке свечи из натурального воска. Их проводили лучшие ремесленники Москвы и других городов. Гости отведали ароматного бездрожжевого хлеба из русской печи, послушали славянские сказания и мифы, поучаствовали в хороводах и играх.