САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Татьяна КУТАРЕНКОВА

От Великой войны – к великой трагедии

Судьба русского народа в 1914-1918 годах – особая тема в творчестве художника Павла Рыженко. В память о недавно ушедшем от нас мастере в Москве, в выставочном зале РВИО открылась выставка «Империя в последней войне»

Выставка организована Российским военно-историческим обществом, Министерством культуры РФ, Государственным архивом РФ, Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» совместно с фондом Павла Рыженко. В то, что уже три месяца этого художника нет с нами, поверить трудно – особенно когда смотришь на портрет этого человека, похожего на былинного богатыря… В своем творчестве он пытался осмыслить тысячелетний исторический путь страны, увековечить образы героев и подвижников. Всматриваясь в его картины, словно слышишь где-то в глубине подсознания звон колокола, призывающего услышать уроки прошлого…
     
И особенно его волновали трагические, переломные этапы в истории России. Так, он долго пытался понять, как Первая мировая война, на которую рвались призывники и добровольцы, которая так победоносно начиналась, была проиграна нами проигравшей же стороне, почему верх взяли «трусость, измена и обман», приведшие к развалу империи, братоубийственной Гражданской, жестокому убийству государя и его семьи, исходу миллионов русских людей и рассеянию их по всему миру… 
     
Масштабные реалистические произведения Павла Рыженко, в которых осмысливается эта череда трагических событий, стали основой экспозиции. На открытии выставки экскурсию провела вдова художника Анастасия Рыженко.
     
На первый взгляд может показаться странным, что начинается выставка с картины «Смутное время», где изображены события начала XVII века. Но это неслучайно – это еще одно напоминание о цикличности истории и о том, как неохотно человечество учится на ошибках прошлого. Пережив однажды Смуту, Россия спустя три века погрузилась в нее снова.
     
Картина «Брусиловский прорыв» была написана мастером в год 100-летия начала Первой мировой… и последний год собственной жизни. Брусиловский прорыв хоть и оказался триумфальным для русских, стоил немало жизней – всего в нем погибло полтора миллиона человек. Потому и нет на одноименной картине парадности и ощущения триумфа, только казак в лохматой папахе на белом коне, отдающий честь… А вокруг непролазная грязь и измученные люди.
     
«Стоход» – так названа другая картина Павла Рыженко. В 1916 году по реке Стоход проходила линия фронта и здесь погибала русская гвардия. Трое солдат русской армии, вытянувшись словно в строю, молчат… А вокруг них – поле, усеянное разбитыми орудиями и мертвыми людьми… Русские фуражки, австрийские каски со шпилями – смерть уравняла всех.
1 марта 1917 года император напишет прощальное обращение к войскам, в котором еще раз напомнит о долге перед родиной и союзниками, о необходимости довести войну до полного поражения врага… Но услышат ли они его, опьяненные антивоенной пропагандой? На картине «Прощание с конвоем» стоящие перед государем казаки опустили глаза. Метет метель, ветер развевает красные банты и нитки на плечах – на месте сорванных погон… И один не выдержал – упал на колени перед царем, другой от стыда закрыл лицо шапкой. Как жить, зная, что ты – изменник? Но по-отечески, печально и милостиво, как на блудных сынов, глядит на них Николай… 

А тот, кто не бросил оружия и остался верным присяге, глядит на нас с картины «Ветеран». Вот как писал о герое сам художник: «…Он все еще не снял погон со своей шинели. Он спокойно, как атлант, взирает на море безумств вокруг себя и молится, не теряя царственного достоинства, присущего только царским же слугам, верным своим господам и господу Богу до самой смерти…»
     
«Фотография на память» из триптиха «Русский век» – смысловое ядро экспозиции. Перед объективом фотографа застыла уходящая Россия, вся та, которая сгорит в огне Гражданской: военные, духовенство и семья последнего императора. 
     
Но как истинный христианин, художник милостив и ни в коем случае не призывает к ненависти и отмщению. Он дает право на покаяние каждому – и разбойнику, и убийце. В этом смысле огромное значение имеет триптих, который так и называется – «Покаяние». На первой картине красноармейцы заняли колокольню в качестве боевой точки, строчит пулемет. Но раздался удар колокола – и один из красноармейцев замер: что-то перевернулось в душе. И рядом воспарил белый голубь – символ Святого духа. И символ спасения заблудшей души. На второй картине – «Веночек» – этот же красноармеец у могилы жены. И вот на третьей он же – только уже странник в монашеском одеянии и с посохом, присев на лесной пень, смотрит на суетливую жизнь муравейника и с печалью вспоминает свою жизнь…
     
Мы подходим к последним картинам. На них – торжество и величие русской природы. «Дрожащие огни печальных деревень», морозная зима в Коломенском, заросшее лесное озеро и дубовая аллея… Особое место здесь занимают картины, посвященные Валааму. «Когда-то Павел думал принять монашество на Валааме. Но судьба распорядилась так, чтобы его служение России было в качестве художника», – поясняет нам Анастасия Рыженко. Проходят человеческие распри, войны, конфликты – вечным остается лишь безграничное небо и величественная земля… И ради этого стоит жить. Не об этом ли думал и Андрей Болконский под Аустерлицем? Не об этом ли думали и русские солдаты в 1914 году под Августовом?
     
– Павел Рыженко был не только замечательным художником, но и замечательным гражданином, – отметил, открывая выставку, министр культуры России Владимир Мединский. – Человеком с четко сформировавшимися убеждениями и представлениями о том, что есть добро и зло. Можно в чем-то с ним соглашаться или нет, но нельзя не отдавать должного его таланту, философии и самоотверженному труду на благо родины.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также