Члены Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Парламентского
Собрания проводили здесь очередное заседание. Этот вуз активно участвует в белорусско-российских образовательных, исследовательских и производственных программах. Но кроме этого, здесь сумели органично объединить образование и воспитание. Тот самый воспитательный процесс, на который сегодня, как правило, у преподавателей не хватает времени и сил, а у государства – денег, чтобы оплатить эту внеурочную деятельность педагогов. Но вопрос заключается в том, что пока у студентов не возникнет чувства родины и желания сделать ее самой преуспевающей, до тех пор мы будем обеспечивать нашими классными специалистами Запад. Эта тема и стала главной в разговоре корреспондентов «СВ» с ректором Донского технического университета Бесарионом МЕСХИ.
– Бесарион Чохоевич, вы больше 30 лет работаете в ДГТУ и вместе с ним пережили различные исторические катаклизмы. Как бы вы оценили нынешнее время и ситуацию в стране? Есть ли у нас сегодня ресурсы, чтобы осуществить технологический, инновационный рывок, в котором так нуждается экономика страны?
– Я думаю, что сегодня как раз наступил тот момент, когда мы должны осознать, что вокруг нас происходит, и сделать шаг вперед. Для такого рывка есть все предпосылки. У нас достигнут определенный консенсус в обществе, определены главные направления развития страны. И мы должны этим историческим моментом воспользоваться. Я всегда вспоминаю великую победу, которую мы одержали в 1945 году. Мы начинали тогда с простых маленьких технологий, но уже через несколько лет имели атомное оружие. Это что означает? Что есть люди, есть наука, есть стремление и желание двигаться вперед. Вот и сегодня мы можем аккумулировать все имеющиеся ресурсы и выйти из этой ситуации с победой.
– Стране сегодня как никогда нужны талантливые технари – инженеры, конструкторы. Потому что в последние годы вузы выпускали потоки финансистов и юристов, да и молодежь была сориентирована на эти «хлебные» профессии. Как изменить ситуацию?
– Перед нами уже поставлена задача и президентом, и премьером, и Министерством образования обратить внимание на подготовку специалистов инженерных и технических направлений, которые очень востребованы везде. Экономисты тоже нужны, имейте в виду, для планирования и решения многих важных вопросов. Но на всех совещаниях, которые проводят руководители министерства, наше внимание обращают на то, что мы должны повернуться лицом к тем проблемам, которые сегодня ставит перед нами экономика и рынок труда. И мы сегодня – ректорское сообщество и наш университет – ориентируемся при подготовке специалистов на реальные потребности экономики. Наш университет давно уже выпускает высококлассных специалистов технического и инженерного направления, которых разбирают сразу. Разбирают, потому что они получают хорошее образование и потому что у вуза хорошая репутация. В следующем году будет 85 лет нашему университету – он ровесник индустриализации, и сегодня нет, наверное, завода, где бы не работали наши инженеры. Но сегодня перед вузовским сообществом не менее сложные задачи – мы должны научиться реагировать на все изменения рынка. Точно определять, кто нам нужен завтра – через год, через 5 или 10 лет. Потому что специалиста за один день подготовить невозможно. Так же как и организовать кафедру нужного направления. Все это планируется стратегически. В Ростове и Ростовской области сегодня губернатор привлекает огромный инвестиционный капитал – сдаются заводы металлургические, строится стекольный завод, станкостроительный открыли в Азове недавно. Это что означает? Что там нужны наши выпускники, и мы стремимся туда. Я, честно говоря, много лет не слышал, что мы где-то открываем заводы. Для меня такие новости – событие очень радостное. Станкостроительный завод, который открыли в Азове, – это показательный завод, совместный с чешской стороной. И там будут работать наши выпускники. Страна меняется, и мы должны быть готовы к этим переменам. Мы уже разработали план подготовки специалистов на перспективу до 2020 года. Но сегодня надо думать, что будет в 2025-м, в 2030-м. То есть сегодня надо выстраивать систему для будущего. Я всегда говорю своим сотрудникам: «Если ты на минуту остановился, ты уже идешь назад». Коллектив понимает. Мы подписываем соглашения со многими российскими предприятиями, которые нуждаются в специалистах новых квалификаций, у нас открываются новые направления – к примеру, авиаподготовка, оборонная проблематика. Но я не буду забегать вперед – расскажу, когда доведем дело до конца.
– Одно дело, когда планируют специалисты – профессора и преподаватели. И совсем другое – когда молодой человек планирует свою жизнь... Не приходилось слышать, чтобы кто-то в юности мечтал стать инженером-металлургом или инженером-стеклодувом.
– Мы, конечно, проводим профориентационную работу. Даже в детских домах, с которыми у нас прочные шефские отношения. Это очень важно. Но самый важный момент – это репутация вуза, его престиж. Когда спрашиваешь абитуриента – «почему ты поступаешь в технический университет», он говорит: «Мне посоветовал друг», «мне посоветовали родители», «услышал по телевизору». С одной стороны – престиж вуза, с другой – престиж самой инженерной профессии . И это должно быть «пропиарено» на уровне страны. Когда я поступал почти 40 лет назад, как красиво тогда показывали нашу профессию в фильмах! С какой романтикой рассказывали о производстве, о талантливых конструкторах, инженерах... И как эти герои всегда стабильно и солидно выглядели – обустроенный быт, семейные традиции, у них все нормально, достаток, хорошую зарплату получают. Вот когда это все будет и в реальной жизни, инженером будет стать престижно. Неправильно, когда бухгалтер может себе позволить все, а инженер перебивается от зарплаты до зарплаты. И сегодня это уже понимают на многих предприятиях, зарплата у наших выпускников уже сегодня 30-35 тысяч. Но она должна быть, конечно, больше. Хороший специалист должен хорошую зарплату получать, будь это хороший сварщик или технолог, если он на ответственном участке и отлично организовал, выполнил свою работу, он должен наравне с начальником цеха получать зарплату. Да и квартиру мог приобрести. Когда к нам приезжают работодатели за нашими выпускниками, я задаю вопросы: «Какая перспектива им получить квартиру?», «у вас есть социальная программа – строительство жилых домов или отсрочки платежа хотя бы для получения квартиры?» Хотите получить хорошего инженера – помогите ему создать хорошие условия жизни. Здесь нужен комплексный подход. Особенно в этой ситуации, когда мы оказываемся в определенной изоляции. Нам надо работать по-другому, если мы действительно хотим производить все сами, делать комплектующие для наших вертолетов, комбайнов, тракторов и прочее. Только комплексный подход в укреплении инженерно-технической прослойки в обществе даст решение многих вопросов. И тогда уже не надо будет говорить «мама хочет, чтобы я стал инженером». Они сами прибегут. У нас уже 7 лет подряд конкурс на технические специальности. Не знаю даже, как объяснить, но в один год на технологию машиностроения толпой идут, на следующий – резко востребованы другие специальности – роботы, автоматизация, нанотехнологии – туда бегут все. Но в целом интерес заметно возрос к этим профессиям.
– Но есть еще одна очень серьезная проблема: сколько талантливых технарей уезжают на Запад... Значит, надо вести разговор о том, как воспитать человека, который хочет строить эти заводы здесь и работать здесь, в родной стране?
– Вы затронули очень больной вопрос. Люди, которые сегодня учатся у нас, должны научиться ценить то, что их окружает, и думать о том, что мы будем иметь завтра. Я всегда говорю и сотрудникам, и студентам: «Мы должны гордиться прошлым, жить настоящим и думать о будущем». Если эти три составляющие присутствуют у человека, тогда все хорошо. Начинается чувство родины с семьи. Любишь семью, хочешь ради нее работать – значит, будешь обустраивать и свой дом, и свой город, и ценить свой вуз. Везде закладываются традиции – и они привязывают человека к родине. Но факт есть факт – многие наши выпускники уезжают за границу. Есть у нас один уважаемый профессор, который подготовил за последнее время 8 докторов и кандидатов наук, из них только один остался здесь, все остальные уехали за границу.
– Значит, слишком хорошо готовите...
– Ох, вот плохо готовить мы не умеем. Хорошо готовим, но как нам поступать в этой ситуации, если удержать невозможно. Вы поверьте мне, пожалуйста, зарплата, когда я еще заканчивал вуз и начинал работать, у доцента была примерно 325 рублей. И это были огромные деньги. И если сравнить с сегодняшней зарплатой? Даже не буду сравнивать. Обеспеченность была, строили жилые дома, в очереди на жилье стояли, профсоюз проверял, а город обеспечивал. Я опять возвращаюсь к социальному пакету. Недавно из-за рубежа вернулся один наш выпускник,
очень способный парень. Я сразу же предложил ему должность заместителя декана, доцента. Он меня выслушал и сказал: «Я вас очень уважаю, но у меня есть предложение из Германии, уезжаю еще на 5 лет, заключаю контракт. Вы же знаете, что вашей заработной платы мне не хватит, чтобы домой к родителям добраться. А там я за три года работы купил родителям квартиру, себе купил машину и квартиру. Сейчас уезжаю в Германию, накоплю что-то – и вот тогда, может быть, для души вернусь работать сюда, потому что мне очень нравится наш вуз и город». Вот так.
– Но все-таки думает вернуться? Значит, родина осталась в сердце? И университет тоже потрудился, чтобы чувство родины воспитать в своих студентах?
– Без воспитательного процесса, я убежден, не получится классный специалист. И в школе, и в вузе должны быть объединены образование и воспитание. И в семье, конечно. Я приведу пример. К празднованию Дня Победы в этом году мы решили провести такую акцию – собрать как можно больше людей и всем вместе исполнить песню «День Победы» Тухманова. Я даже не предполагал, какой резонанс в сердцах вызовет это. Наша акция была занесена в Книгу рекордов России
как самое массовое исполнение патриотической песни в память о великом подвиге народа в годы войны. Пели около 10 тысяч человек – пели студенты, пели преподаватели с ректором, пел губернатор Василий Голубев, пели ростовчане с детьми. Дело, конечно же, не в рекорде. Слезы стояли в глазах у тех, кто был в этот день с нами. Мы не ошиблись, когда выбрали именно такой способ почтить память погибших и выживших в страшных сражениях советских солдат. Можно сколько угодно говорить о патриотизме, но пока в сердце не кольнет щемящая боль за свою родину и гордость за свой народ, человек этого не поймет. Я думаю, в тот момент многие молодые люди ощутили себя очень важной частичкой истории своей страны. Великой страны. Страны-победителя. И им уже никогда не забыть этого ощущения причастности к этой истории и ответственности за дальнейшую судьбу своей страны.
Мы нащупали, как мне кажется, правильный подход в этой патриотической работе. Будем думать, как идти дальше.