Складывая, умножать
Образование – одна из сфер нашей жизни, которая затрагивает буквально всех – и пожилых, и молодых
– Наше сотрудничество с российскими коллегами в сфере образования и науки весьма плодотворно и постоянно развивается. Не так давно у нас была единая система образования и науки. Что-то, конечно, изменилось, но сохранились связи и общие подходы к решению проблем. Все это позволило нам в рамках Союзного государства довольно быстро выйти на новый уровень взаимодействия. Причем работа идет на всех направлениях: заключены и работают межправительственные соглашения, подписан ряд договоров между министерствами, множество мероприятий и проектов осуществляется на региональном уровне, где подписаны договоры и между администрациями, и между вузами и другими учебными заведениями. Поэтому сегодня можно констатировать, что в рамках Союзного государства на прочном нормативном фундаменте создано и эффективно функционирует единое образовательное пространство.
С первого января заработает Евразийский экономический союз, который наверняка расширит спектр нашего взаимодействия и с российскими, и с казахстанскими коллегами. Фактически просматривается новый формат отношений, в котором наш опыт сотрудничества в рамках Союзного государства будет весьма полезен. Работа по анализу законодательства в социально-культурной сфере идет. И нами, и россиянами, и нашими казахстанскими друзьями изучается правовая база, причем ориентирами нам служит и все то лучшее, что есть в Беларуси, России и Казахстане, и мировые стандарты, на которые мы, в конечном счете, равняемся.
Хотя надо понимать, что национальные особенности останутся. Все унифицировать, как в единой стране, невозможно. Приведу такой пример. Россия и Беларусь давно признают документы об образовании, а также дипломы об ученых степенях и званиях, но при поступлении белорусов в российские вузы или россиян – в белорусские они руководствуются действующими в конкретной стране правилами и требованиями вуза, в котором они собираются учиться. В России существует единый государственный экзамен, а в Беларуси – централизованное тестирование. Но законодательство постоянно совершенствуется. Так, по указу Президента Беларуси российские граждане могут поступать в белорусские вузы на платной основе, пройдя собеседование. Аналогичная норма действует и в России. И молодые люди двух стран в полной мере пользуются своими правами. Сегодня в вузах России обучается более 20 тысяч белорусов, а в Беларуси – более 2 тысяч россиян.
В центре внимания парламентариев находится материальное обеспечение учительства, их социальные гарантии. Вопрос сложный, нам трудно угнаться здесь за российскими коллегами, но благодаря принципиальной позиции президента Александра Лукашенко заметные подвижки есть. Соответственно развивается и нормативная база.
При поддержке Союзного государства реализуется множество образовательных и молодежных различных проектов: фестивали «Творчество юных» в Анапе и «Молодежь – за Союзное государство!» в Ростове-на-Дону, олимпиада по русскому языку, экологические и туристические слеты, Спартакиада Союзного государства, велопробег «Молодежь Беларуси и России – дорога в будущее Союзного государства», летние смены в оздоровительных лагерях для суворовцев и кадет, оздоровление детей из чернобыльских районов Беларуси и России и т.д.
Сотни проектов реализуются и на региональном уровне. Особенно много их в том числе и в рамках побратимских связей, у приграничных белорусских регионов Гомельщины, Могилевщины и Витебщины. И каждый из них имеет свою многолетнюю историю, традиции, особую атмосферу дружбы и уже сотни тысяч участников. Ряд мероприятий патриотической направленности были посвящены 200-летию войны 1812 года и 100-летию начала Первой мировой войны, а ближайший год пройдет под знаком празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. При этом только из бюджета Союзного государства ежегодно на детские и молодежные проекты выделяется около 200 миллионов российских рублей.
Конечно, в сфере образования, в работе с молодежью мы видим и направления, по которым нужно идти дальше. Следует усиливать позитивную воспитательную основу акций Союзного государства, делать больший акцент на моментах, которые нас объединяют в историческом и культурном аспектах. Допустим, в День единения народов Беларуси и России не ограничиваться разовыми мероприятиями 2 апреля, которые подчас проходят мимо внимания части молодежи, а проводить в учебных и воспитательных учреждениях недели, декады или месячники, приуроченные к этой дате, постоянно расширяя круг участников. В движении студенческих отрядов сделать упор на общие сводные российско-белорусские и белорусско-российские отряды, чтобы парни и девушки из Беларуси и России работали вместе, чтобы эти дружеские отношения продолжались и в будущем.
Видимо, пришло время объединить все союзные мероприятия в единую программу «Молодежь Союзного государства», доработав при этом правовую базу, естественно, с привлечением таких общественных объединений, как Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и Российский союз молодежи (РСМ), которые уже давно и тесно сотрудничают. Думаю, что аналогичные шаги можно будет предпринять вместе с казахстанскими коллегами в рамках будущего Евразийского экономического союза. Образно говоря, чем больше опор будет в нашем союзе, тем прочнее и надежнее будет его будущее.