Тюменский форпост
Город Тюмень был заложен воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным в июле 1586 года как форпост освоения Сибири и Дальнего Востока. Тюмень поставили на месте древней столицы Тюменского ханства.
В начале XVIII века Тюмень была крупным транзитным пунктом торговли, через город проходили торговые пути из Китая и всей Сибири в центр России. Широкое развитие получили кузнечное, колокольное, мыловаренное производства. Тюмень славилась производством мебели и других изделий из дерева. К началу XIX века Тюмень – значительный центр обрабатывающей промышленности. В 1836 году в
Тюмени был спущен первый в Сибири пароход. Город становится одной из крупнейших в России баз речного судостроения. Экономическое значение Тюмени с развитием пароходства и с постройкой в 1885 году железной дороги возросло. В 1913-м в Обь-Иртышском бассейне ходило 191 паровое судно, 135 из которых были собраны в Тюмени. Развивались лесная, рыбная, консервная промышленность, ковроткацкое производство, гужевой транспорт. Хозяйственное значение Тюмени возросло со строительством в 1912 году железной дороги на Омск. В Тюмени насчитывалось 117 фабрик и заводов, в том числе 3 судостроительные верфи, 2 паровые мельницы, 70 кожевенных заведений и другие предприятия. Промышленный рост Тюмени отрезал жилую застройку от берегов Туры и предопределил линейный характер развития города в направлении западных окраин и на юго-восток – к железной дороге.
В империи Тюмень была также и крупным перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных, здесь находился приказ о ссыльных, регистрировавший и расселявший их по Сибири.
Открытие месторождений нефти и газа на территории области стало новой страницей в истории Тюмени.
В 1960-70-е среди тайги, болот и тундры началось их освоение. В 1966 году начато строительство железной дороги Тюмень – Тобольск – Cургут – Нижневартовск. В 1967 году создано Тюменское управление гражданской авиации. Многие предприятия начали работать на нефтегазовый комплекс. Тюменские авиаторы доставляли геодезистов, топографов, геологов, буровиков, строителей разных специальностей и оборудование в самые труднодоступные точки. Речники осваивали новые водные пути на многочисленных реках Западной Сибири. В городе построены новые специализированные предприятия, проектные институты, высшие учебные заведения. В 1970 году на улицах Тюмени появился первый троллейбус, в 1973-м открыт университет.
Современная Тюмень – это крупный промышленный центр, город науки, культуры и спорта. За последние годы город значительно преобразился. Возведены новые микрорайоны, построены автодороги, мосты, расширены улицы, вступила в строй новая ТЭЦ, старая переведена на природный газ.
Достопримечательности Тюмени
Знаменский кафедральный собор
Знаменский кафедральный собор – один из главных архитектурных и духовных символов города. Внешний вид храма, его многоярусность, красивый орнамент придают собору неповторимый вид. Дата построения каменного храма – 1786 год. Собор – вдохновенная фантазия на тему русского барокко.
Свято-Троицкий монастырь
Свято-Троицкий мужской монастырь – древнейшая святыня Тюмени, основан в 1616 году пришедшим из Казани иноком Нифонтом. Состоит из Троицкого собора и церкви Петра и Павла. Архитектурная доминанта монастыря выполнена в несколько неожиданных для Сибири формах украинского барокко. Влияние украинской архитектуры на сибирское барокко связывают с украинским происхождением тобольского митрополита Филофея Лещинского, а также с масштабными ссылками и миграцией в Сибирь украинского населения в XVIII веке.
Мост Влюбленных
Мост Влюбленных – пешеходный вантовый мост через реку Туру. 14 февраля 2003 года диджеи местной музыкальной станции устроили на мосту конкурс на «Самый долгий поцелуй», после чего радиостанция стала инициатором переименования моста. Накануне праздника 417-летия Тюмени мост получил официальное название «Мост Влюбленных». Этот мост был построен в 80-е годы XX века на месте прежнего деревянного моста, рухнувшего в 1979 году. Для того чтобы влюбленным было легче назначать свидания, у входа над мостом Влюбленных вывесили часы.
Памятник Юрию Эрвье
Памятник Юрию Эрвье, первооткрывателю тюменской нефти, научно обосновавшему перспективность нефтегазоносности Западной Сибири, установлен у здания Главтюменьгеологии, руководителем которого он являлся. Возглавляя геологическую службу Тюменской области, Эрвье был инициатором и организатором проведения широкомасштабных поисковых и разведочных работ на большей части Западной Сибири, закончившихся открытием крупнейшей в СССР и в мире нефтегазоносной провинции. За время руководства Ю. Эрвье геологической службой области было открыто более 250 нефтегазоконденсатных месторождений.
Сквер Сибирских кошек
Сквер Сибирских кошек – 12 скульптур котят и кошек вылиты из чугуна и покрыты специальной золотистой краской. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде почти не осталось кошек – их съели в страшную зиму 1941-1942 годов. В отсутствие кошек в городе расплодились крысы. Как только блокада была снята, кошек стали привозить из других регионов страны. Набирали их и в Сибири для защиты бесценных хранилищ Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев. Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских, иркутских кошек.