Общая историческая память
Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Нарышкин принял участие в торжественном открытии масштабной международной выставки «Первая мировая. Последняя битва Российской империи» в Выставочном комплексе Государственного исторического музея.
По словам директора Государственного исторического музея Алексея Левыкина, это первая за сто лет выставка в стенах Исторического музея, посвященная Первой мировой. При активном участии Министерства культуры РФ и Российского военно-исторического общества удалось осуществить этот значимый культурный проект.
Исторический музей одним из первых начал собирать коллекцию экспонатов, относящихся к Первой мировой войне: уже в августе 1914 года здесь был создан Отдел текущей войны. Предметы предоставлялись трофейными комиссиями, родственниками участников войны, экспедиционными группами, вернувшимися с мест боев и т.д. Знамена, оружие, боевые награды, предметы военного быта, плакаты, карты, фотографии и многое другое. В революционные времена многие из них чудом сохранились.
И вот сегодня эти бесценные свидетельства столетней давности можно увидеть на выставке «Первая мировая. Последняя битва Российской империи». Как и многие другие экспонаты, предоставленные Политехническим музеем, музеем Путиловского завода, ГАРФ и другими российскими архивами. Составить на выставке полномасштабную картину, дающую представление обо всех участниках той войны, помогли и зарубежные музеи и архивы – Музей Армии (Париж), Имперский военный музей (Лондон), Баварский музей армии (Ингольштадт), Политический архив МИДа ФРГ и другие. Ордена и награды всех стран – участниц войны, модели британских подводных лодок, униформа французских пехотинцев – все эти военные реликвии крупнейших музеев Европы можно увидеть сегодня в Москве.
Среди представленных трофеев – австрийские винтовки системы Манлихера, ключи от крепости Эрзерум, знамя 34-го Померанского фузилерного полка германской армии и многие другие предметы, которые, казалось бы, невозможно было увидеть ранее.
Впервые экспонируется фельдмаршальский мундир Британской армии, принадлежавший российскому императору Николаю II. Среди представленной одежды сразу привлекает внимание невероятно маленькая, но самая что ни на есть настоящая, военная шинель. Это шинель 23-го Низовского пехотного полка, сшитая для цесаревича Алексея.
На открытии выставки ее куратор Андрей Матвеев с удовольствием рассказывал журналистам об особенно дорогом экспонате – пушке-ветеране, которая, возможно, участвовала после и в Великой Отечественной. Ее деревянные колеса и ось прекрасно сохранились и до наших дней.
А на фотографиях – уникальные исторические моменты. Вот кузены Ники и Вили беседуют о чем-то в 1903 году, во время визита первого в Германию. Через 11 лет армии двух императоров направят дула орудий друг на друга.
Пока шла Первая мировая, на долю российского общества выпало не менее серьезное испытание – вторая и третья революции, грянувшие в феврале и октябре 1917-го. Интересно отметить, как начала меняться армейская символика уже после Февральской революции – демократическая вытесняла имперскую. Вот знамя 405-й пешей дружины – в лозунге «За Веру, Царя и Отечество» на слове «Царь» стоит тряпичная заплатка. А вот картина художника того времени показывает революционную Москву: краснеет флагами, бурлит и негодует заполненная народом Воскресенская площадь.
Отдельный зал представляет собой живописную портретную галерею георгиевских кавалеров – великого князя Николая Николаевича, генералов Юденича, Алексеева, Хан Нахичеванского и многих других. Портреты создавались весьма необычным способом: фронтовые фотографы снимали военных на пленку, фото отправляли в Петроград, где художники на основе фотоснимка создавали на холсте портрет красками.
Есть на выставке и своя святыня – Августовская икона Божьей матери, на которой запечатлено чудо – явление Богородицы с младенцем русским воинам. Это произошло 1(14) сентября 1914 года недалеко от польского города Мариамполя. Ее увидели бойцы из обоза 2-й бригады лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества Государыни императрицы Марии Федоровны полка. В нем постепенно стал проявляться образ Богоматери, благословляющей и указующей на запад. Когда лик стал бледнеть, на его месте появился сияющий крест, а затем – яркая звезда. В тот момент русская армия отступала в Восточной Пруссии, но уже 14(27) сентября началось их наступление, и явление небесной заступницы восприняли как знак свыше. В память об этом и была написана икона, разошедшаяся в копиях по всей стране.
– Эта выставка, я уверен, будет интересна не только для специалистов, но и для простых граждан. Она, на мой взгляд, позволит по-новому осмыслить и события вековой давности и по-новому взглянуть на современную международную повестку. Я уверен, что общая историческая память позволит избежать многих ошибок, которые делают политики, – конфронтаций и ультиматумов, так называемых санкций, которые под своей основой не имеют никаких справедливых судебных решений, пресловутых черных списков, – подчеркнул Сергей Нарышкин.